Тема. Определение гармоничности физического развития организма школьников по антропометрическим данным.
Цель работы: научить учащихся оценке показателей физического развития с помощью измерений.
Оборудование: ростомер, напольные весы, сантиметровая лента (рис. 84, 85, 86, 87, 88, 89).
Ход работы: работа проводится по парам. Антропометрические измерения лучше проводить в медицинском пункте, без верхней одежды, обуви.
Рис. 84. Измерение роста стоя (а) и сидя (б)
Рис. 85. Измерение окружности грудной клетки сзади (а), спереди (б)
Рис. 86. Измерение ширины плеч (а) и таза (б)
Рис. 87. Измерение диаметров грудной клетки: поперечного (а) и переднезаднего (б)
Рис. 88. Измерение окружности плеча: а - в напряженном состоянии, б - в спокойном состоянии
Рис. 89. Измерение окружности бедра (а) и голени (б)
1. Определение массы тела. Измерение проводится с помощью медицинских весов.
2. Измерение роста. Проводится с помощью ростомера. Испытуемый должен встать на платформу ростомера, касаясь вертикальной стойки пятками. Экспериментатор измеряет рост испытуемого.
3. Измерение окружности грудной клетки. Испытуемый поднимает руки, экспериментатор накладывает сантиметровую ленту так, чтобы она проходила по нижним углам лопаток. Спереди лента должна проходить по среднегрудной точке и плотно прилегать к телу. Затем испытуемый опускает руки.
Окружность груди измеряется в трех фазах:
а) во время обычного спокойного дыхания;
б) при максимальном вдохе;
в) при максимальном выдохе.
Полученные данные запишите в тетрадь, сравните и составьте таблицу.
Задание.
Начертите и заполните эту таблицу в тетради.
Антропометрические показатели
Ученик | Масса тела | Показатели окружности грудной клетки | Показатели ростомера | ||
при спокойном дыхании | при максимальном вдохе | при максимальном выдохе | |||