Значение размножения, периоды полового развития и его механизмы

Значение размножения. Размножение - биологический процесс, обеспечивающий продолжение вида. Размножение организмов позволяет сохранить вид и увеличить численность вида. Половое развитие организма основано на процессе обмена веществ. В основе размножения и развития лежит слияние мужской и женской половых клеток, развитие зиготы происходит в организме матери.

Развитие организма начинается с оплодотворения и проходит несколько стадий, называемых онтогенезом (греч. ontos - сущее, genesis - происхождение, рождение). Онтогенезом называют время от развития организма из оплодотворенной яйцеклетки до конца жизни человека. Онтогенез состоит из двух периодов: первый - внутриутробное развитие зародыша, второй - жизнь человека с момента рождения до смерти. В процессе развития реализуется информация, заложенная в оплодотворенной яйцеклетке. Это свойство играет важную роль в формировании детства и подросткового периода человека. В начале внутриутробного развития зародыша в клетках образуется химическое вещество, регулирующее размножение клеток. Это вещество необходимо для ускоренного размножения клеток и передачи информации между клетками. Оно сохраняется и после рождения ребенка и обеспечивает слаженную функцию внутренних органов. На последнем этапе развития зародыша формируются железы внутренней секреции. В процессе развития организма человека железы внутренней секреции формируются под контролем нервной системы. Железы секреции выполняют одновременно внутрисекреторную и внешнесекреторную функции.

Половое созревание. Созревание половой системы человека длится долго. Это происходит в соответствии с закономерностью - сначала развиваются физиологические системы органов, они обеспечивают приспособление организма к условиям внутренней и внешней среды.

Постепенное и индивидуальное развитие функциональных систем способствует формированию и физиологическому развитию всего организма. Развитие половой системы идет согласно четкой генетической программе. Однако на этот процесс влияют социальные, климатические, экологические факторы. Развитие половой системы имеет двойственную функцию: функция вторичных половых признаков и функция органов размножения.

Интенсивное развитие и функционирование половых желез и надпочечных желез способствуют появлению вторичных половых признаков. Все признаки соответствуют типу половых признаков взрослого человека. При переходе детского организма из одного периода развития в другой важную роль в регуляции играет головной мозг. Например, в первые 10 лет жизни ребенка функция гипоталамуса тормозится эпифизом. После понижения функции эпифиза гипоталамус подключает механизм развития половой системы. Таким образом, в детском периоде нервная и эндокринная системы находятся в состоянии торможения до определенного времени под влиянием внутреннего фактора (эпифиза).

Процессы, протекающие в половой системе, очень многоплановы - происходят изменения в деятельности всей эндокринной системы, обмене веществ, формировании физиологических систем, психологические перестройки. Поэтому каждый подросток, зная специфические свойства каждой стадии, должен с большим вниманием и заботой следить за физиологическим состоянием своего организма и не забывать об ответственности за сохранение здоровья. Не допускать легкомысленного отношения к нормальному протеканию стадии развития, избегать раннего, преждевременного усиления функции половой системы.

Тимус, или вилочкова железа, функционирует 13-15 лет, т. е. до полового созревания. Иногда эта железа функционирует дольше. Это связано с запаздыванием полового созревания (инфантилизм) и ослаблением противостояния организма различным факторам.

Тимус влияет на рост и развитие организма. Он способствует накоплению кальция в костной ткани. Тимус выделяет гормон тимозин. Под влиянием тимозина в тимусе развиваются Т-лимфоциты, участвующие в иммунной реакции организма. У детей с недоразвитым тимусом в крови мало лейкоцитов, следовательно, не вырабатываются гамма-глобулины и в связи с этим - антитела.

Поэтому такой организм ребенка не может противостоять инфекционным заболеваниям, дети умирают в возрасте 2-5 лет.

На нормальное развитие тимуса влияют околощитовидные железы. А гормоны надпочечников-глюкокортикоиды в большой концентрации оказывают обратное действие. После длительного стресса, инфекционных болезней, переутомления, истощения от тяжелого физического труда наблюдается торможение в функции иммунной системы.

Эпифиз, или шишковидная железа, расположен под четверохолмием в среднем мозге. Эпифиз функционирует в основном до 7-8-летнего возраста детей, затем начинает атрофироваться. Гормон, выделяемый эпифизом, замедляет развитие мужских половых желез. При недостаточности эндокринной секреторной функции эпифиза начинаются преждевременные рост и развитие половых желез, растут усы. Чрезмерное функционирование эпифиза обусловливает ожирение человека.

Гормоны половых желез оказывают влияние на рост, развитие и регуляции их функций, способствуют появлению мужских и женских половых признаков. Половые признаки бывают двух видов: первичные и вторичные. Появление первичных признаков XY(у мальчиков) или XX (у девочек) связано с присутствием хромосом. Во время появления вторичных признаков происходит изменение голоса, развиваются скелетные мышцы, растут усы и борода, а гормон тестостерон (половых желез) ответственен за рост и развитие и обеспечивает формирование вторичных половых признаков. Половые гормоны у девочек ответственны за рост и развитие организма, появление половых признаков-нежный голос, округление тела, рост и развитие грудных желез, регуляция циклических процессов. Гормон половых желез фолликулин имеет отношение к оплодотворению, обеспечивает развитие плода в женском организме и рождение ребенка. Рост половых желез является решающим периодом в жизни человека. Поэтому легкомысленное отношение к протеканию этого периода чревато самыми нежелательными последствиями для организма подростка, развитие и формирование которого полностью не завершилось.

Половое созревание у мальчиков и девочек проходит в несколько этапов. У девочек половое созревание начинается в 8-10 лет, а у мальчиков - в 10-13 лет. Второй период полового созревания у девочек идет в возрасте 9-12 лет, у мальчиков - в 12-14 лет. В этот период выделяются половые гормоны, которые способствуют развитию вторичных половых признаков. Третий период у девочек длится до возраста 10-13 лет, у мальчиков – 13-16 лет. В этот период усиливаются функции половых желез и надпочечников. Вторичные половые признаки проявляются быстро. Окончательное развитие половых желез у девочек происходит к 13-14 годам, у мальчиков-к 15-17 годам. Девочек называют девушками, а мальчиков - юношами. Половое созревание подростков происходит неодновременно. Это зависит от наследственных свойств организма, социальных условий общества, здоровья человека, особенно каждого органа. Поэтому половое созревание (детей) учащихся в одном классе происходит в разное время. Кроме того, на половое созревание влияют климатические условия. Например, половое созревание детей, проживающих в условиях южного, теплого климата, происходит раньше (на 1-2 года), чем у детей в условиях холодного климата.

На половое созревание также влияют взаимоотношения икультура взрослых людей. Например, информация, полученная через органы зрения, изменяет работу внутренних органов. На ускоренное половое созревание детей влияют различные факторы. Например, на нормальное формирование психики детей влияют
различные художественные фильмы (обнаженные тела), температура и др. Такое же вредное влияние может оказать информация, полученная через органы слуха.

Важнейшим средством общения людей является слово. С помощью слова люди общаются между собой. Поэтому речь человека является основным показателем его сознательности, духовной культуры и воспитанности.

Неприятные слова, шутки, некультурное поведение, эгоистичный характер, хвастливость и др. воспринимаются через органы чувств и изменяют работу внутренних органов. Великий Абай писал: “Сплетни, обман, хвастливость, лень, без надобности траты богатства - знайте ваших пять неприятелей”. В этих словах он выразил отрицательное значение и влияние их на нормальное формирование личности. Вместо этих отрицательных черт характера он советовал обратить свои взоры на такие качества, как “стремление, труд, глубокое мышление, удовлетворенность, доброта”, и призывал молодежь к хорошему, лучшему в жизни.

Среди врожденных рефлексов человека особую роль играют рефлексы, связанные с половыми железами и питанием. Это очень сильные рефлексы. Наш народ воспитывал в подростках аккуратность, сдержанность, покорность, стойкость, выносливость.

К тому же национальная одежда способствовала нормальному формированию тела, поведению человека соответственно возрасту. У юношей воспитывали уважение к девушке, а у девушек воспитывали уважение к будущему супругу, к родителям, братьям, сестрам, старшим.

Половые гормоны регулируют обмен жиров. Функцию половых желез регулируют нервная система и другие железы внутренней секреции (гипофиз, надпочечники).

1. Каково значение размножения?

2. На каком процессе основано половое созревание человека?

3. Что называют онтогенезом? Каково его значение?

4. На какие периоды делится половое созревание?

5. Объясните механизм полового созревания.

6. Какие хромосомы определяют первичные половые признаки?

7. Каковы особенности формирования вторичных половых признаков?

8. Объясните влияние половых желез и надпочечников.

9. Как влияет эпифиз на гипоталамус и в чем его значение?

10. Каково значение тимуса?

11. Каковы периоды роста и развития половых желез?

12. Объясните влияние социальных, природных факторов на рост и развитие половых желез.

11:25
1777
Нет комментариев. Ваш будет первым!