Введение

Человек разумный, Homo sapiens, появился приблизительно 40 тысяч лет назад. Его полное формирование закончилось около 25 тысяч лет назад. От одной периферической популяционной ветви австралопитеков в Африке формировались первые представители Homo(род). От одной ветви Homoформировался человек как вид.

Homo sapiens— мыслящий человек, дающий потомство. Он характеризуется фенотипической изменчивостью, морфологической и функциональной адаптацией.

В процессе эволюции строение тела человека сильно изменилось, однако сохранило сходство со строением животных. Это вы изучали по зоологии.

При наружном осмотре организма человека и наземных позвоночных животных легко заметить внешнее сходство. У людей, как и у этих животных, тело имеет голову, туловище и две пары конечностей. На коже человека имеются короткие и длинные волосы, которые напоминают волосяной покров млекопитающих. Основное сходство состоит в том, что развивающийся зародыш человека вынашивается внутри организма матери, младенцы вскармливаются материнским молоком. Во внутреннем строении тела человека и млекопитающих животных также выявляется сходство. Грудную полость отделяет от брюшной полости диафрагма. В грудной полости расположены сердце, крупные сосуды, легкие, трахея, пищевод. В брюшной полости расположены желудок, тонкая кишка, толстая кишка, печень, селезенка, поджелудочная железа, почки. От почек отходят тонкие трубочки-мочеточники, которые впадают в мочевой пузырь, расположенный в нижней части брюшной полости. В черепной коробке содержится головной мозг, и внутри позвоночного канала проходит спинной мозг. Особенности скелета человека связаны с прямохождением и трудовой деятельностью.

В процессе эволюции человека произошли следующие изменения: приспособился к прямохождению, руки дали возможность трудиться, изменились лицевая часть головы, позвоночник, верхняя и нижняя конечности. Это явилось основой биологической и социальной адаптации человека, создало ему условия трудиться.

Важным достижением в развитии человека было формирование его как вида, он приобрел свойство обладателя генофонда.

Разумному человеку присущи следующие основные свойства: вес человеческого мозга в 3—4 раза больше, чем у шимпанзе и гориллы; в связи с появлением речи произошло развитие лобной, теменной, височной областей, появился и развился голосовой аппарат в мышцах гортани и т.д.

При обобщении свойств, присущих человеку, следует запомнить: в возникновении и развитии общества физиологические и психологические свойства человека выполняют важную роль. Психологические исследования помогают познать внутренний мир и духовное состояние. Физиологические и психологические процессы тесно взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга. Физиология характеризует природу человека, поэтому является первичным фактором в жизнедеятельности человека. А психология является показателем духовного состояния человека, т.е. считается вторичным фактором. Психологические состояния в зависимости от условий в обществе подвергаются изменениям, оказывают влияние на первичный фактор, т.е. являются нагрузкой на физиологическое состояние человека. Эти два фактора (физиологический, психологический) являются важными в сохранении здоровья, настроения, активной трудовой деятельности, познании природы, при участии в развитии общества и т.д.

Организм человека в процессе развития проходит несколько периодов. Это называют онтогенезом. Один из периодов соответствует периоду роста, развития организма, формирования сознания подростков. В этот период подростки познают окружающий мир, ощущают происходящие в собственном организме физиологические, физические, химические изменения. Физиология помогает понять и познать с научной точки зрения процессы, происходящие в организме человека, и сравнить их с изменениями, происходящими во внешней среде.

Знания по ботанике и зоологии помогут вам в усвоении материала по строению организма, функциям органов и систем органов, соблюдению гигиенических правил. Что же изучают анатомия, физиология и гигиена?

Анатомия — наука, изучающая строение, форму и органы, системы органов организма.

Физиология — наука, изучающая процессы, происходящие при жизнедеятельности целостного организма, и физические, химические изменения, протекающие в органах и системах органов в нормальных условиях.

Гигиена — это наука о создании благоприятных условий для сохранения человеком здоровья, правильной организации его труда и отдыха, предупреждении возникновения заболеваний. Выполнение гигиенических правил — залог здоровья.

На основе этих трех наук человек может овладеть знанием о строении, функциях своего организма и его частей, об изменениях, происходящих в разные периоды онтогенеза, сохранить здоровье. Эти науки тесно взаимосвязаны. Физиология и гигиена в совокупности с другими науками являются основой формирования организма — нормального роста и развития организма детей, формирования поведения, нравственности, мировоззрения, приспособления к условиям умственного и физического труда, окружающей среды, современной профилактической медицины, сохранения здоровья человека. Поэтому в школе основы этих наук изучают вместе.

12:00
774
Нет комментариев. Ваш будет первым!