Человек (Homo sapiens) — высшая ступень эволюционного развития живых систем. Английский ученый Чарльз Дарвин в своей книге “Происхождение человека и половой отбор”, опубликованной в 1871 году, писал, что “человек произошел в результате эволюционного развития животного мира”. Но это определение не объясняет социальных причин, обусловивших выделение человека из животного мира. Его определение указывало на родственные связи происхождения человека и человекообразных обезьян.
Ранние исследования были посвящены изучению биологических свойств и природы человека. Отмечалось, что в процессе формирования человека большое значение имело развитие способности изготовлять и применять орудия труда. Наряду с ведущей ролью труда в процессе формирования человека важным фактором явилась эволюция его сознания.
Каждая наука, изучавшая природу человека, свою информацию предоставляла самостоятельно. Это не давало возможности получить целостное представление о биологических и социальных свойствах человеческой природы. Поэтому в настоящее время создание комплексности и интеграции наук, изучающих проблемы человека, является одной из наиболее важных задач. В этом направлении найдут свои решения немало вопросов. В результате этого создадутся условия, необходимые для возникновения новых научных связей между законами природы и общества. Например, “Закон биосферной роли разума” (или второй закон Вернадского) в единстве с законами общества позволит характеризовать пути развития человека в будущем.
В совершенствовании биологических и социальных свойств подрастающего поколения и прогнозировании его будущего научная информация предмета человекознание может быть полезной и окажет определенное влияние.
Человека изучают следующие разделы науки: физиология, анатомия, медицина, антропология, философия, социология, психология, юридические науки и др. При изучении природы человека ученые используют специальные методы и развивают научные стили мышления, специфичные для своей отрасли знаний. При простом сборе научных данных о человеке невозможно полностью дать характеристику его природных и общественных качеств. Исходя из этого возникла возможность создания целостной системы взглядов на формирование человека, в результате чего возникает необходимость извлечь из разных наук основные мысли о человеке и обобщить их. Что же необходимо, чтобы познать человека в биологическом, социальном аспекте? Прежде всего, надо понять принципы жизнедеятельности и приспособления человека к постоянно изменяющимся условиям внешней среды, способности к сохранению своего здоровья, наряду с этим определить его место в развитии общества. Кроме того, важна характеристика соотношения природа — человек — общество. Это создает предпосылки к возникновению связей между науками, в результате начинают формироваться основы научной системы о современном человеке.
Наряду с исследованиями биологических и социальных свойств человека необходимо на научной основе анализировать изменения в природе, происходящие в результате его активной деятельности. Поэтому научную систему, возникшую на основе комплекса наук о человеке, можно назвать гуманистикой. В сферу исследования проблем научной системы гуманистики включаются вопросы о происхождении человека: научные и религиозные понятия об этом, основные периоды эволюции человека, предпосылки возникновения и развития общества, эволюционное развитие и совершенствование его сознания.
Эволюционное развитие человека как члена общества формировало у него множество особенностей: свойственные человеку образ жизни, мышления, двигательные реакции, методы повлияли на природу и поступательное движение общества. В результате этого роль человека возросла, жизнь его стала связываться со сложными условиями. Развитие мышления способствовало глубокому изучению природы, открытию ее законов. Развивая методы приспособления (адаптации) к природным условиям, человек создал возможность выхода в космическое пространство. К важным свойствам человека относятся приспособляемость, стремление к познанию окружающей среды, удовлетворению потребностей. Все это способствовало возникновению науки и оказало в дальнейшем влияние на ее развитие. Начала развиваться промышленность, появились разные виды техники, улучшалось ее качество. Множество видов транспорта помогло ускорить передвижения и способствовало путешествиям человека.
Данный учебник охватывает в основном следующие проблемы: человек как биологический вид и био, психо, социальная сущность; анатомические и физиологические особенности; определение организма как сложной биологической системы высшего уровня, информация о гигиенических мероприятиях и понятиях и их значение в сохранении здоровья, а также влияние деятельности человека на состояние биосферы и деградацию отдельных экосистем, понятия о важных направлениях исследования генетическими методами, о наследственности, об изменчивости, о доминантных и рецессивных признаках человека и т.д.
Основные задачи предмета гуманистика: 1) изучение наук (физиология, морфология, анатомия, медицина, антропология, социология, психология, философия, правовые и др.), всесторонне характеризующих природные и социальные свойства человека;
2)показать взаимосвязь теории и практики для сохранения здоровья, повышения способности к труду и овладению техникой;
3)чтобы стать активными членами общества, учащиеся должны освоить знания всех качеств, свойственных человеку, открывающих дорогу для самовоспитания — основы новой отрасли знаний, возникшей в результате объединения естественных и гуманитарных наук, т.е. гуманистики, характеризовать биологические и социальные свойства человека; 4) в соответствии с задачами общества обеспечить всестороннюю подготовку — повышать уровень образования и охват научных основ, способствующих формированию ученика как личности. Реализация объединения обучения и воспитания считается основной задачей этого предмета.
1. Какой научный труд написал Чарлз Дарвин и в чем его значение?
2. Какой фактор явился причиной формирования человека? Почему его называют первичным фактором?
3. Какие разделы науки изучают человека?
4. В чем задача комплексного изучения биологических и социальных свойств человека?
5. Каково понятие слова гуманистика?
6. Какие цели и задачи ставит предмет гуманистика?
7. Как вы понимаете основную задачу предмета — “реализация объединения обучения и воспитания”?