Гигиена нервной системы

Физиология умственного труда. С физиологией умственного труда тесно связана его гигиена. Поэтому знание факторов, лежащих в основе физиологии умственного труда, очень важно. Первое — это изучение условных рефлексов. Второе — развитие и возникновение новой техники, науки, культуры и т.д. обогащает человека новыми условными рефлексами. Поэтому меняются и усложняются требования к людям, занятым умственным трудом. Благодаря высокой пластичности нервной системы происходит приспособление к ним. Третье — физическое и умственное развитие и рост человека предъявляют новые требования к функциям его внутренних органов. Поэтому физиологические системы (дыхание, кровообращение, пищеварение и др.) начинают функционировать на другом, новом, уровне, чтобы обеспечивать успехи умственного труда. Четвертое — помимо общего языка, посредством которого обеспечивается общение между людьми и обмен информацией, есть еще язык науки. Язык науки, усвоение которого необходимо, выражается в знаках и формулах. Пятое — продуктивность умственного труда обеспечивается деятельностью нервной системы. Продуктивность умственного труда обусловливается хорошим состоянием внимания и памяти.

Умственная работа связана с требованием хорошо и доходчиво излагать свои мысли в устном виде и в письменной форме. Для этого необходимо стремиться хорошо продумывать материал и кратко и точно излагать свои мысли. Поэтому полезно научиться составлять конспекты, карточки по изучаемому материалу.

Таким образом, совершенствование и регулирование процессов организма человека осуществляются по закономерностям условных рефлексов. Однако установление и смена условных рефлексов в умственном труде представляются более трудными, чем в труде физическом. Это зависит от характера временных связей.

Гигиена умственного труда. В гигиене умственного труда особую роль играет учение о двух сигнальных системах мозга. Сигнальные системы являются основой физического и умственного труда. Вторая сигнальная система в действительности расширяет возможности обмена мыслями и увеличивает объем информации. Передача информации происходит благодаря безграничности развития второй сигнальной системы, которая выражается в устной речи и письме, музыке, рисунке, чертеже, изобразительном искусстве, в различных формулах, программировании и т.д. Из этого следует, что вторая сигнальная система имеет большое значение в деле организации сложных форм творческого умственного труда и его гигиены. Наряду с этим немаловажное значение имеет влияние сильных чувств или эмоций. Эмоции — это проявление безусловных рефлексов, представляющих собой сложнонервные цепи реакций, в которых отдельные звенья стимулируют друг друга. Одним из звеньев является выброс адреналина (“химическое звено”). От эмоций зависит готовность к действию высших нервных центров. В свою очередь, от их тонуса зависят бодрое настроение, активная деятельность и конечный результат труда. Конечный результат деятельности может быть успешным при положительных эмоциях, соответствующих преодолению всевозможных трудностей в учебе и труде. При отрицательных эмоциях, например, страхе, отчаянии и т.д., наступает процесс внутреннего торможения. Затормаживание нервных центров не способствует мобилизации резервных возможностей, вызывает вялость, снижает работоспособность. Поэтому нужно уметь преодолевать отрицательные эмоции.

Гигиена умственного труда является основой психического здоровья человека. Каждый ученик старается лучше и глубже усвоить знание. Здесь очень важно четко представить взаимоотношение двух сигнальных систем и факторы времени, планирование всех основных форм умственного труда.

Важно соблюдение внешних и внутренних факторов. Внешняя обстановка умственного труда — это температура и влажность, чистота воздуха в помещении, освещенность, режим питания, смена труда и отдыха, сна и бодрствования. Внутренний фактор — это условия деятельности мозга и всего организма в целом. Недостаток кислорода во вдыхаемом воздухе и перенасыщение углекислым газом, повышение влажности воздуха резко снижают продуктивность умственного труда. Поэтому следует часто проветривать помещение. Наиболее оптимальная температура 18—20°С, относительная влажность воздуха 50—70%. При температуре воздуха 25°С и выше снижается умственная работоспособность.

Немаловажную роль играет одежда, она не должна стеснять движения тела. Во время умственной работы кровоснабжение мозга увеличивается в 8—9 раз по сравнению с периодом покоя.

Рабочее место должно быть хорошо освещено, следует соблюдать максимальную тишину (радио, телевизор и т.д. не следует включать во время работы). Одновременное раздражение слуха и зрения снижает внимание и восприятие. Сохранению нормального зрения способствует хорошее освещение рабочего места, правильное расположение книг и тетрадей и т.д. по отношению к глазу (расстояние от книги до глаз должно соответствовать длине руки от локтя до конца пальцев). При чтении книгу лучше класть на подставку. Если книга будет лежать на плоской поверхности, тогда мышцы глазного яблока быстро утомляются, появляются головная боль и мелькание в глазах. Необходимо соблюдение рабочей позы (сидеть на стуле прямо, ноги не сгибать и не перевешивать), чтобы предохранить скелетные мышцы (шеи, спины, конечностей) от напряжения и позвонки от искривления.

Одним из важных условий предупреждения умственного утомления являются регулярные микроперерывы, примерно на 5—8 минут после 35—40 минут работы. В период отдыха полезно выполнять “дыхательную гимнастику”. Мысленно подсчитывать вдохи и выдохи, при этом особое внимание обратить на длину выдоха, которая постепенно должна увеличиваться. Каждый следующий вдох должен быть глубже, в результате расслабляются мышцы внутренних органов и кровеносных сосудов. Сидя на стуле, ноги расставить на ширину плеч и держать позвоночник прямо, руки положить на колени, оба глаза направить на кончик носа. В такой позе в уме считать вдохи до 100 раз (это упражнение можно выполнять лежа). Такие упражнения могут быть полезными при бессоннице.

Для снятия утомления в мышцах верхних конечностей поочередно работают правой и левой рукой. Полезна смена вида занятий (письмо, затем чтение художественной литературы), различные подвижные игры, прогулки на свежем воздухе, общение с природой, отдых, посещение театров, кино, концертов, выставок, цирка, стадиона и т.д. Очень полезно чередование умственной и физической работы. Устранению утомления в нервной системе способствует работа в саду, на огороде, занятия домашними делами. Особо важную роль играет соблюдение режима дня школьника.

1. Какие факторы относятся к физиологии умственного труда? 

2. Чем обусловлена продуктивность умственного труда? 

3. Какие гигиенические требования следует соблюдать? 

4. Что такое эмоция и каково ее значение в продуктивности умственного труда? 

5. Почему гигиену умственного труда считают основой психического здоровья? Приведите примеры и объясните. 

6. Какие внешние факторы влияют на производительность умственного труда? 

7. Объясните полезность чередования умственной и физической работы. 

8. Может ли отрицательно влиять нарушение взаимодействия процессов возбуждения и торможения в нервных центрах высших отделов? Объясните физиологический механизм.

16:35
2093
Нет комментариев. Ваш будет первым!