Основные периоды онтогенеза, рост и развитие организма ребенка

Рост и развитие организма ребенка. Первые 3-4 недели после рождения-период новорожденности. В этот период ребенок приспосабливается к условиям окружающей среды. Но несовершенное развитие физиологических систем и органов, особенно мозга и его коры, не обеспечивает необходимого уровня приспособительных реакций. В связи с этим условия окружающей среды (температура, питание, воздух и др.) должны соответствовать потребностям новорожденного. В этот период возможны нарушения кровообращения мозга и других систем органов.

До 1,5 года рост увеличивается на 25 см. Развивается центральная нервная система, ребенок начинает ползать, ходить и говорить (рис. 109). В этом возрасте ребенок должен усиленно питаться. Но его пищеварительная система еще не совершенна. Поэтому его нужно кормить грудным молоком.

Развитие опорно-двигательной системы в первый год жизни ребенка

Рис. 109. Развитие опорно-двигательной системы в первый год жизни ребенка

Период молочных зубов (от 1 года до 6-7 лет): от 1 года до 3-х лет - ясельный период, с 4 до 7 лет - дошкольный период. Дошкольный период характеризуется совершенством пищевой системы, движений, речи и психики.

Период жизни ребенка с 4 до 7 лет - важный период в духовном развитии ребенка. Духовное развитие ребенка основано на играх. В это время происходит формирование личности ребенка в соответствии с социальными условиями: необходимость общения с детьми и со взрослыми, проявляется характер: эмоции, воля и т.д. Кора больших полушарий еще полностью не развита (1-2 года), поэтому ребенку необходимы нежность, ласка, хорошее настроение. Ребенок должен получать больше положительных эмоций. Маленький ребенок требует больше внимания, ласки, нежности. Такие положительные эмоции полезны для формирования психики, характера детей. Не зря говорится, что ребенка нужно воспитывать с рождения. Духовное развитие ребенка связано не только с анатомо-физиологическими процессами организма. Оно также зависит от взаимоотношений в семье, с окружающими.

В возрасте 4-7 лет организм ребенка укрепляется, развивается, совершенствуются мышцы тела, т.е. ребенок физически развивается, он все больше познает окружающий мир, знакомится с бытом взрослых, вступает во взаимоотношения с ними и находится под влиянием этих факторов.

Организовывая различные игры и используя элементы общения и труда, нужно предотвратить психические и физические травмы детей. Способствуя совершенствованию его мышления, ума, готовят к школе. В этот период выпадают молочные зубы.

У детей начальной школы (7-12 лет) продолжают развиваться структурная, функциональная и нервная системы. В результате совершенствования опорно-двигательной системы ускоряется процесс приобретения навыков физического труда. Молочные зубы сменяются постоянными. Полное развитие физиологических систем повышает познавательную активность и способности детей. Расширяется духовный мир ребенка, усложняются взаимоотношения с окружающим миром.

У детей старшего возраста (12-16 лет) формируются железы внутренней секреции, и их функции влияют на весь организм.

Ускоряется рост организма ребенок и проявляется его интеллектуальный облик.

Каждый период жизни ребенка формирует новые качества, являющиеся основой дальнейшего развития. Деление на возрастные периоды научно обосновано. Очень важно основываться на научных принципах организации режима дня, питания, воспитания и улучшения здоровья.

Продолжительность жизни человека. По классификации ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), жизнь человека подразделяется на периоды: до 44 лет - молодость, 45-59 лет - средний возраст, 60-74 лет - пожилой возраст, 75-89 лет - старость, а 90-100 лет-долголетие.

Наука, изучающая механизм долголетия, называется геронтологией (от греч. gerontos - старик, логос - учение). Эта наука изучает биологические закономерности механизмов старения и условия, влияющие на старение. Геронтология тесно взаимосвязана с гериатрией. Гериатрия (ятрио - лечу) изучает болезни и методы лечения людей пожилого и старческого возраста.

В пожилом, старческом возрасте проявление биологически оптимального режима активности-свидетельство долгожительства человека.

Житель окрестностей города Аруша в Танзании Самсон Шакарагаро родился в 1809 году. Ему 158 лет. До сих пор он трудился учителем в школе. Его отец был вождем племени, у него 203 ребенка от 39 жен. Отец умер в возрасте 123 лет. После смерти отца Самсон отказался от многоженства и жил с одной женой. После смерти жены он снова женился в 125 лет, и у него родились трое детей.

Азербайджанец Муслимов Шералы оглы родился в 1805 году, прожив 167 лет, умер в 1973 году.

Дижонде Жан Терель родился в 1684 году. В 16 лет он пошел в армию, в 1777 году Людовик XVI вручил 93-летнему воину звание капитана. В 1802 году (XIX век) Наполеон отправил его в отставку в возрасте 118 лет. Терель умер в 1827 году в возрасте 143 лет.

Житель Ирана Махмуд Аюбу родился в 1790 году, в 1970 году ему исполнилось 180 лет. Последний раз он женился в 160 лет, у него 170 внуков.

Определить возраст организма нелегко. При определении возраста человека используют его документы, сравнивают с возрастом его потомков, определяют соответствие периодов его жизни с историческими событиями.

Долгожители-разные люди, с разными судьбами, характерами, способностями. Долголетие зависит от места жительства, характера питания, условий быта, частоты болезней, от наследственных факторов. Они не соблюдали какую-то определенную диету. Они жили в разных уголках Земного шара, в разных бытовых условиях, относились к различным социальным группам.

Академик А.А. Михайлов (жил 92 года) - директор Пулковской обсерватории на заданный ему вопрос (в 88 лет, 1983 год): “Как вы сохраняете свое здоровье, бодрость и трудоспособность, что для этого делаете?” ответил так: “Я ничего для этого не делаю, только сохранил правильные условия быта, не курил, не пил, спал 8 часов в сутки. Последние 26 лет часто бываю в пригороде”.

У долгожителей часто и дети живут долго. Когда жителю Вилькабамба Мигелю Карнио было 123 года, его дочери исполнилось 98 лет. Михаэле Кесадо умер, когда ему было за 100 лет, его старшей сестре было 107 лет.

1. Каковы особенности роста и развития ребенка?

2. Через какие возрастные периоды проходит организм ребенка и какова их характеристика?

3. Объясните возрастные особенности детей младшего и старшего школьного возраста.

4. Вспомните, в каком возрасте начинает формироваться духовное богатство детей.

5. В чем особенности геронтологии и гериатрии?

6. С чем связана продолжительность жизни человека?

7. Знаете ли вы долгожителей в Казахстане? Расскажите о них.

11:11
1033
Нет комментариев. Ваш будет первым!