Особенности приспособления организма человека

На жизнь и активную деятельность человека влияют благоприятные и неблагоприятные условия среды. Благоприятные условия называют адекватными. Это условия внешней среды. Они соответствуют всем фенотипическим свойствам организма и способствуют осуществлению всех физиологических функций организма человека. А неблагоприятные условия среды называют неадекватными. Они не соответствуют фенотипическим свойствам организма и не обеспечивают нормального физиологического функционирования организма человека. При адекватных и неадекватных условиях среды реакция организма неодинакова. Поэтому приспособление к разным условиям имеет свои особенности. Процесс приспособления включает три компонента: субъект (биологическая система), объект (условия внешней среды) и механизм взаимоотношений этих двух компонентов (третий компонент). Когда дают определение процессу приспособления организма, то нужно охватить все три компонента. При определении особенностей приспособления организма человека как биологического вида говорят о его прогрессивном развитии и сохранении его биологических свойств.

По физиологическим признакам приспособлением называют свойство организма сохраняться в неадекватных условиях внешней среды, развиваться и поддерживать состояние систем, обеспечивающих продолжительность жизни и функцию целостного организма.

При оценке жизнедеятельности организма в условиях внешней среды можно отметить, что приспособление организма происходит в соответствии с тремя уровнями: физиологические явления, состояние угнетения функций организма, отклонение от физиологической нормы (болезнь, патология). Первые два уровня характеризуют приспособление организма. Отклонение от физиологически нормального состояния или заболевание наблюдаются при пониженной энергетике организма.

Все люди не могут одинаково быстро и полностью приспособиться к условиям внешней среды, так как на приспособление организма влияют пол, возраст, особенности нервной системы, здоровье, генетические свойства, закаленность организма, эмоциональное состояние, виды трудовой деятельности человека. Усвоение знаний учащимися, их воспитание, будущая трудовая деятельность должны соответствовать задачам, поставленным перед новым обществом. Поэтому необходимо целенаправленное осуществление обучения и воспитания как единого процесса. К актуальным проблемам современного общества относятся: повышение качества знаний, улучшение воспитания, организация и осуществление эстетического и физического воспитания детей.

Учитывая морфологические и физиологические особенности каждого школьного возраста, можно осуществить поставленные задачи.

Развитие и жизнедеятельность организма возможны только при наличии и соответствии необходимых для жизни условий. Организм активно обменивается веществами с внешней средой. Основой жизнедеятельности организма является постоянное поступление из окружающей среды веществ и энергии, необходимых для образования клеток и тканей, протекания физиологических процессов в организме, и постоянное поступление информации через нервную систему. К функциональным характеристикам детского организма относятся физиологические, гигиенические и психологические показатели. К особенностям человека относится его активность. Для определения активности человека нужно учитывать его силу воли, цель в жизни, решительность, одержимость, упорство.

С точки зрения физиологии активность человека характеризуется качественным уровнем приспособленности организма к условиям внешней среды. Наряду с этим приспособление организма человека зависит от качества, силы, продолжительности воздействия информации, поступающей из внешней среды в органы

чувств человека. Психологические и физиологические реакции человека в ответ на воздействие информации из внешней среды показывают уровень активности человека.

Адаптация человека к условиям внешней среды в разные периоды жизни характеризуется развитием и усложнением его психологических, физиологических реакций. Это связано с ростом и развитием органов и систем органов, а также с усложнением деятельности человека в каждый период его жизни. В связи с воздействием условий окружающей среды происходит обособление реакций организма на них. Например, новорожденный приспосабливается к дыханию атмосферным воздухом. Позже, в результате усложнения функций органов дыхания, кровообращения и других органов, с развитием нервной системы, мышечной системы, он может совершать различные движения. Различные виды движений активизируют функцию нервной системы. Так формируются мышление, ум, поведение и другие качества, ребенок общается с членами семьи. Приспособлению ребенка к условиям быта семьи способствуют воспитательные и психологические действия старших детей и взрослых членов семьи и гигиенические условия. По достижении школьного возраста ребенок приступает к научному познанию мира, повышается его активность и способность адаптироваться к внешней среде. Это считается самым ответственным периодом. Чтобы стать членом ученического коллектива, усвоить учебный материал, развить способность к логическому мышлению, регулировать свою деятельность в соответствии с требованиями условий воспитания, стать примерным учеником, ребенок приспосабливается анатомически, физиологически, психологически и гигиенически.

Несомненно, чтобы жизнь человека, его трудовая деятельность были интересными, многое зависит от образованности, воспитанности, требовательности к себе. Все это характеризует социальную адаптацию человека. Перед каждым человеком должна стоять цель — научиться отличать хорошее от плохого, с хорошими намерениями вступить в жизненный путь.

Поочередный рост и развитие детского организма в начальный период жизни характеризует его адаптацию в двух направлениях: адаптация в соответствии с изменением объема и массы организма, а также усложнением и развитием функций внутренних органов, адаптация организма в каждый период жизни — согласованная ответная реакция организма на воздействие условий внешней среды, а также формирование отношений с ними. Это есть виды биологической адаптации организма человека. Они влияют на физическое и физиологическое развитие, здоровье человека, а также на социальную адаптацию человека.

Различные климатические зоны на земле отличаются температурой воздуха, влажностью, изменением парциального давления кислорода и углекислого газа, количеством воздействия солнечной радиации на Землю и совокупностью других факторов. Поэтому люди, живущие в условиях жаркого или холодного климата, в горных районах, приспосабливаются к воздействию таких факторов. Например, приспособление людей, живущих в условиях жаркого климата, к воздействию высоких температур происходит за счет подкожных потовых желез, а приспособление жителей горных районов к пониженному парциальному давлению кислорода — за счет экономного использования кислорода. Приспособление к климатическим условиям происходит наряду с приспособлением к физическому труду. Человек не может жить без труда. Поэтому, в каких бы условиях климата он ни жил, он приспосабливается к этим условиям и повышает способность к труду в этих условиях. Если снижается способность биологической и физиологической адаптации человека, тогда изменяются физиологические и биохимические процессы в организме, что влияет на здоровье человека, может возникнуть болезнь. Причины возникновения болезней определяют и изучают медицинские науки. Чтобы привести организм в физиологически нормальное (природное) состояние, используют различные методы лечения.

1. Что называют адекватными и неадекватными условиями среды?

2. Какое явление называют адаптацией, из каких компонентов состоит адаптация?

3. Какие имеются способы определения адаптации человека как биологического вида и по его физиологическим признакам?

4. Какова характеристика в нормальных условиях и при уровнях адаптации?

5. Почему все люди не могут одинаково приспособиться к условиям внешней среды?

6. Какие виды адаптации учащихся школ вы знаете?

7. Какие условия необходимы для жизнедеятельности организма?

8. Какие знаете показатели, характеризующие функциональное состояние подростков?

9. По каким свойствам можно определить активность человека?

10. Как характеризуются психологические и физиологические реакции при адаптации к воздействию факторов внешней среды?

11. Вспомните особенности приспособления к различным условиям (горной местности, жаре, холоду и др.), проанализируйте значение физиологических процессов и сделайте выводы.

Задание.

Необходимо заполнить пустующие квадраты таблицы.

Виды адаптацииОрганизм борется за что?Признаки физиологических реакцийКомпенсаторные реакции организма
В условиях горного климатаЗа кислородОдышкаУвеличение сродства гемоглобина к кислороду, выход крови из органов депо
В условиях экстремального жаркого климатаС перегреванием и потерей водыПовышение артериального диастолического давления кровиУсиление реабсорбции и депонирования воды в клетках, тканях
В условиях неэкстремального жаркого климатаС перегреванием и потерей водыСнижение артериального диастолического давления кровиСохранение температуры тела путем потовыделения
В условиях холодного климатаС переохлаждением, потерей энергииУчащение частоты сердечных сокращенийУсиление кровообращения, повышение обмена веществ
В условиях выполнения физической нагрузки???
В условиях гиподинамии???
В условиях активной умственной работы (нагрузки), в период учебы???
11:14
3293
Нет комментариев. Ваш будет первым!