Образ жизни и его виды

Понятие об образе жизни. Образ жизни представляет собой совокупность условий жизни, соответствующей определенному историческому типу общества. Образ жизни - это целостная система, образованная формами материальной и духовной жизни общества. Поэтому главная суть его состоит в коллективных связях и взаимоотношениях людей, т.е. социальных отношениях: производственных, культурных, семейных и т.д. Эти отношения формируют образ жизни общества и характеризуют форму человеческой жизнедеятельности. Содержание и основной научный смысл образа жизни определяют типичные черты индивидуального и группового сознания и поведения. Поведение людей формируют социально-экономические условия. Все это показывает, что образ жизни является интегральным свойством.

Для определения смысла и научных ценностей понятия образа жизни необходимо дать характеристику человека. Характеристика человека такова: 1) человек принадлежит к определенному обществу и определенной группе; 2) человек отличается теми свойствами и чертами личности, которые заданы ему самим фактором его существования в обществе.

Эта характеристика отличается от характеристики психологических особенностей человека (стиль поведения, вкусы, предпочтения, интересы и т.д.). Такая психологическая характеристика дает возможность отличать человека от других людей, но она не отражает сущности его образа жизни.

Понятие образа жизни охватывает все основные направления жизнедеятельности человека - труд, быт, общественно-политическую деятельность, свободное время (досуг).

Виды образа жизни. Образ жизни можно рассматривать в двух направлениях: 1) повседневная жизнедеятельность людей; 2) исторические периоды.

Повседневная жизнедеятельность людей. В результате повседневной жизнедеятельности человек организовывает необходимые условия для своей жизни. Его деятельность направлена на самосохранение, защиту и продление жизни, а поведение - на формирование взаимоотношений между людьми. В результате этого создаются социально-экономические условия. Отсюда формируются способ производства, общественные виды труда, идеология.

Исторические периоды. Люди, благодаря своим свойствам, прежде всего возможности и способности жить, создают свою историю. В ходе этой истории складываются определенные обстоятельства, происходят явления, которые оказывают влияние на жизнедеятельность человека. Это характеризует материальные и духовные условия жизни общества.

История формирует, развивает и приводит к смене образа жизни людей. Поэтому образ жизни рассматривают в историческом плане. В этом аспекте образ жизни представляет собой процесс и результат изменения определенного способа человеческой деятельности. В результате этого процесса происходит ломка привычного, устаревшего уклада жизни и возникает новая структура отношений и ценностей, обусловливающих появление новых форм общения и поведения людей.

Повседневная жизнедеятельность человека и условия, формирующие ее. Социально-экономические условия и факторы относятся к условиям, формирующим специфические черты повседневной жизни, особенность общения и поведения людей. Эти виды условий и факторы включают: способ производства, общественную форму труда, структуру, господствующую идеологию общества и т.д.

Идеология воздействует на нравственное сознание и ценностные установки человека.

Способ производства: 1) образует социально-экономическую основу формирования образа жизни; 2) определяет развитие образа жизни и его изменение; 3) характеризует социально-экономические аспекты (условия) деятельности человека в общественном производстве.

Образ жизни людей обусловлен участием в производстве, социальной формой труда и отношением их к труду. Условия жизнедеятельности человека и способ производства определяют образ жизни, обусловливая социальную форму труда общества и его структуру, повседневную жизнь человека.

На основе только биологических и психологических характеристик качество человека определить, проверить и понять невозможно, сделать это возможно лишь на основе исторически меняющихся условий производства (понять, что производит и как производит). Это относится не только к отдельному человеку, но и к группам людей, и в целом к обществу.

Общепринятый образ жизни, взаимоотношения, поведение и особенность мышления характеризуют структуру исторического периода общества.

На образ жизни оказывает влияние научно-техническая революция. От уровня развития науки и техники зависят участие людей в производстве, формы их трудовой деятельности, характер их жилища, средства сообщения и т.д.

Образ жизни включает в себя все компоненты, связанные с вещественными свойствами средств к жизни. Однако понятие образа жизни не сводится только к этим компонентам. Образ жизни представляет собой социальное понятие.

Основные параметры и показатели образа жизни. К основным параметрам относятся характер, содержание трудовой деятельности, жизненный уровень, способ распределения рабочего и свободного времени, уровень культуры и отношение к духовным ценностям. К основным показателям, определяющим образ жизни, относятся социально-экономические условия, культурная среда, природные факторы. Эти показатели формируют образ жизни и способствуют ему.

Социально-экономические условия. К социально-экономическим условиям относятся способы производства, общественная форма труда, господствующая в обществе идеология. При формировании образа жизни способ производства создает социально- экономическую основу.

Культурная среда. Человек в своем образе жизни как высококвалифицированный специалист или участник духовного богатства цивилизации оказывает господствующее влияние на природу. Для своего развития человек использует все условия, создает образ жизни. Человек вступает во взаимоотношения со средой и общественными условиями. Природа проникает в сознание человека.

Культура имеет особое значение в формировании образа жизни человека и его развитии, влияя на него через социально-психологические условия. А одним из условий является сознательная цель человека.

Превращение культуры в образ жизни происходит через вступление людей в культурные взаимоотношения. Культура характеризует творческое мышление человека. Такое качество формируется при продолжительном пребывании человека в среде ручных художественных изделий, положительных образов, предметов, картин, узоров и др., которые влияют на его поведение и образ жизни.

Культура каждого народа, каждой нации есть исторически сформировавшаяся сложная ступень их развития. Между культурой и образом жизни существуют тесные взаимосвязи, и они дают возможность для характеристики развития общества.

Природные факторы. К природным факторам, влияющим на жизнь человека, относятся географические, биологические факторы.

Но в связи с развитием производительных сил, культуры роль биологических факторов снижается. Примером тому являются научно-технический прогресс, урбанизация, которые изменяют связи и взаимоотношения природы и человека. Возникла искусственная среда (“вторая природа”) жизни. В результате всего этого снизилась роль природных факторов в формировании образа жизни людей. Развитие техники способствовало возникновению различных сложных экономических проблем. Эта технотизированная среда является необходимым прогрессивным фактором развития общества.

Формирование образа жизни будущих поколений зависит от своевременного решения этих экономических проблем.

Каждый человек по своей воле формирует образ жизни, сохраняя традиции, обычаи, культуру своей нации, правильно ориентирует свою деятельность, поведение, быт. Искусственное привитие народу образа жизни, стиля других стран и народов может противоречить развитию природных, биологических свойств людей и групп людей. Хотя образ жизни человека является его личным делом, он не должен быть отклонением от общепринятого образа жизни общества, в котором человек живет.

Итак, образ жизни характеризует отношение к труду, общественно-политическую жизнь, быт и свободное времяпрепровождение, поведение и мышление человека. Поэтому понятия “стиль жизни”, “уровень жизни”, “качество жизни” входят в состав понятия “образ жизни”. Когда говорят об уровне жизни, то подразумевают экономическое благополучие людей, а стиль жизни характеризует поведение людей и особенности взаимоотношений социальнопсихологических условий.

Жизнедеятельность человека определена исторически. Человек, в отличие от других организмов, живет не только соответственно биологическим законам. Он, совершенствуя свою деятельность, создает необходимые условия для своей жизни. Отсюда жизнь человека не является только биологическим фактором. Жизнедеятельность человека становится проявлением исторической социальной особенности жизни. Она определена исторически (обусловлена в определенный период историческими условиями и факторами). Жизнь животных определена природой. Человек, в отличие от животных, своей деятельностью создает все необходимые условия для жизни. Поэтому жизнь человека представляет собой не только биологическую форму, она является исторической и социальной формой. С этих позиций человек направляет свою жизнедеятельность, приводя ее в соответствие с общественным производством (т.е. производит материальные блага и создает условия для духовного развития).

Для создания материальных и духовных основ необходимо рассмотреть взаимосвязь между природными и социальными факторами в результате жизнедеятельности человека (табл. 2).

Таблица 2

Взаимосвязь природных и социальных факторов в жизнедеятельности человека

Взаимосвязь природных и социальных факторов в жизнедеятельности человека

Человек (его организм), осуществляя тесную взаимосвязь с природной и социальной средой, создает необходимые условия для своей жизнедеятельности. Через взаимоотношения с природной средой человек удовлетворяет свои биологические потребности. К видам биологической потребности относятся прежде всего качественное питание, потребление воды и минеральных веществ. Эти вещества должны непрерывно поступать в организм человека. Без них и без поступления кислорода жизнь невозможна. В результате обмена веществ и синтеза (образования) энергии создаются условия для поддержания жизнедеятельности человека. Человек через вступление в тесные взаимосвязи улучшает свое физиологическое и психологическое состояние, обеспечивает здоровье.

Человек с хорошим здоровьем обладает лучшей способностью к занятию умственным и физическим трудом. Здоровье придает организму силу, что создает условия для обогащения внутренней потребности, способствует духовному развитию и совершенствованию. Поговорка “Встречают по одежде, провожают по уму” основана, кажется, на том, что удовлетворение духовных потребностей выше, чем удовлетворение биологических потребностей. Такой подход является односторонним, что может отрицательно сказаться на уровне духовного развития. Для духовного развития необходимо поступление информации из социальной среды. Прием, анализ и осмысление поступающей информации имеют важное значение, способствуют удовлетворению нравственно-духовных потребностей. Нравственно-духовное совершенство обусловливает повышение качества и углубление знания, самовоспитание соответственно этическим и эстетическим правилам. Такие люди повышают общую культуру, вступая в тесный контакт с искусством, литературой, посещая музеи, выставки и т.д., тренируют и закаляют свой организм, занимаются спортом, легко вступают во взаимоотношения с людьми в группе, обществе, принимают активное участие в социальной форме труда, все силы и знания направляют на развитие общества. Успешная реализация этого зависит от формирования диалектико-материалистического мировоззрения.

Диалектика (от греч. dialektika - искусство вести беседу, спор) - учение о всеобщих закономерных связях и развитии природы, общества, человека.

Диалектический метод - метод познания и преобразования действительности.

Материализм (от лат. materialis * вещественный) - исходит из того, что мир материален, существует объективно, независимо от сознания людей.

Мировоззрение - миропонимание, мировосприятие, система обобщенных взглядов на окружающую действительность (природу, общество, личность).

В результате формирования диалектико-материалистического мировоззрения человек открывает общие законы развития природы и общества, определяет взаимосвязи между ними, на основе которых организовывает благоприятные условия для своей жизнедеятельности и правильно направляет свои действия. Поэтому правильное формирование мировоззрения дает возможность определить цель жизнедеятельности и овладеть методами ее реализации, приобрести навыки, умело организовать условия жизни, участвовать в общественной форме труда, вносить свой вклад в развитие общества. В результате этого условия для жизнедеятельности становятся выгодными. Примерным поведением и воспитанностью человек организовывает защиту природы.

Таким образом, основные структуры образа жизни: способ производства, структура общества, культура. Они образуют общество, в котором осуществляется жизнедеятельность человека. Исторический период общества включает: 

1) общепринятый образ жизни;

2) повседневную жизнедеятельность людей, это является основой жизнедеятельности социальной группы и составляет основу формирования общества и его развития, где проходит жизнь человека;

3) высококвалифицированных специалистов;

4) социально- экономические условия и факторы;

5) способ производства;

6)социальную форму труда и его преобладающий вид в обществе;

7)идеологию;

8) культуру;

9) взаимоотношения и взаимовлияния;

10) мировоззрение;

11) поведение человека и социальной группы;

12) особенность мышления людей;

13) особенность речи человека и людей в социальной группе.

Среди них поведение человека оказывает наибольшее влияние на формирование образа жизни.

Образ жизни дает возможность определить условия в обществе, способствующие гармоничному развитию человека как личности, осуществлению его творческих замыслов.

Образ жизни характеризует человека как члена общества или определенной социальной группы людей. Эта итоговая мысль является научной сутью и научной ценностью понятия образа жизни.

1. В чем сущность образа жизни?

2. С чем связан образ жизни отдельного человека и как он характеризуется?

3. Как влияют качественные свойства отдельного человека на группы людей и на общество?

4. Как вы понимаете образ жизни группы людей в обществе?

5. Какие факторы формируют образ жизни в обществе?

6. Приведите примеры о влиянии образа жизни на поведение людей и поведения людей на образ жизни.

7. Что относится к основным показателям образа жизни?

8. В чем значение культурной среды?

9. Что называют природным фактором и “второй природой”?

10. В чем состоят научная суть и научная ценность образа жизни?

09:35
15494
Нет комментариев. Ваш будет первым!