Научные сведения в изучении проблемы человека

Труден и сложен путь развития науки. Она создавалась в результате развития деятельности, мышления людей разных времен.

Несмотря на то, что было много препятствий на пути развития науки, научная мысль продвигалась вперед. Невозможно было приостановить прогресс мировой науки. Она интенсивно развивалась, расширяя свои сферы влияния. Появилась специальность “ученый”. Все больше возрастало число людей, владеющих ею. Доказательством тому является формирование научных коллективов во всех странах, в том числе в Казахстане. Создание множества научных направлений способствовало появлению в жизни человека все новых открытий.

Для изучения более мелких структур, которые невозможно было увидеть невооруженным глазом, возникла необходимость создания прибора наподобие микроскопа. Эту заветную мечту исследователей природы реализовал Г. Галилей. Галилей переоборудовал свой телескоп в микроскоп и подарил его в 1610 году естествоиспытателям. Перед исследователями, использовавшими микроскоп, встало множество вопросов. Ответом на их вопросы стали данные, полученные в результате использования микроскопа. Итальянский ученый Марчелло Мальпиги (1628-1694) в 1661 году открыл разновидности кровеносных сосудов, изучил их строение. Он в 1665 году открыл эритроциты в крови лягушки, А.Левенгук (голландский ученый) в 1673 году обнаружил такие клетки (эритроциты) в крови животных. Датский анатом Томас Бартолину в 1652 году открыл лимфатические сосуды, охарактеризовал лимфообращение.

Для дальнейшего развития науки о человеке необходимо было выяснить роль клеток эритроцитов в организме. Решение этого вопроса зависело от успехов химии.

После открытия кислорода и углекислого газа в составе воздуха гениальный французский ученый А. Лавуазье, используя новый прибор, открыл значение кислорода в процессе дыхания, связывая его с функцией эритроцитов крови, дал этому научное объяснение.

Таким образом, в течение тысячелетий ученые разных стран проводили исследования природы и человека, стремились как можно глубже познать природу и самого человека, понять механизм взаимоотношений и взаимодействий их. Развитие общества, его значительное усложнение происходило в тесной связи с развитием науки и одновременно. Поэтому смена общественно-экономических формаций особенно влияла на развитие науки, культуры. Одиночкам или группе людей проводить исследования стало невозможно. В связи с этим исследователи, у которых были одинаковые цели, объединялись и организовывали лаборатории, институты, вместе развивали науку. После организации Академии наук институты могли проводить исследования по усложненной и глобальной программе. Развитие науки на Земле дало возможность выходу человека в космос. В составе космических экспедиций были граждане Казахстана Токтар Аубакиров и Талгат Мусабаев. Возникли отрасли космической науки. Это повлияло на дальнейшее развитие наук на Земле. Космические спутники Земли дали возможность с помощью телевидения, телефона и других средств развить информационные связи между людьми разных стран.

Учеными разных стран в различные времена были сделаны крупнейшие научные открытия. Это показывает потребность человека в познании мира. Но некоторые открытия веками сохранялись только в письменном виде. Причиной тому было недостаточное развитие взаимоотношений и связей между народами и незнание языков.

Наука не является достоянием только одного народа или страны, это не частный труд. В исследовании природы, человека, Вселенной участвуют ученые многих стран. Достижения науки, культуры, искусства могут использоваться всеми народами и странами.

Человек - обладатель биопсихосоциальной деятельности. Новое общество уделяет особое внимание всесторонней характеристике проблем человека. Одной из важнейших проблем современности является определение биологической и социальной сущности человека. По поводу этого имеются различные мнения. Сторонники биологической сущности человека считают: “с периода возникновения сознания человека оно у него не подвергалось каким- либо изменениям”. А сторонники преобладания социальной сущности, по сравнению с биологической, считают, что “сознание является общественным процессом развития, поэтому вне общества не может быть сознания”. Сторонники преобладания биологической сущности человека считают, что содержание сознания каждого человека связано с индивидуальными биологическими особенностями, т. е. определено генетической программой. Поэтому при изменении общественных условий содержание сознания не меняется. Наряду с этим они отрицают мысли о том, что в своей творческой активной деятельности человек может изменять природу, общество, себя.

Проблемы человека изучают биология, физиология, генетика, социология, психология, философия и другие науки. Они всесторонне характеризуют человека как часть природы и члена общества. Человек - обладатель мыслительной деятельности. Биологическая и социальная сущность человека очень сложная. К основным проблемам биологической сущности относятся: органические потребности, сенсомоторная организация, половой деформизм, особенности телосложения, особенности первичной системы, возраст, онтогенез человека. Социальную сущность человека определяют следующие проблемы: характер, склонности, общественное поведение, мотивация поведения, структура личности (общественные функции - роли, цели и ценности жизни), статус личности, жизненный путь личности в обществе.

Однако в связи с особенностями воспитания в семье, формированием мировоззрения, с возрастом, целью в жизни и т.д. проявление соотношения биологической и социальной сущности может быть иным. Например, при преобладании органических потребностей биологическая сущность может доминировать над социальной. А если у подростка будет преобладать удовлетворение и развитие склонности, тогда он стремительно начинает заниматься над совершенством своих навыков, развивать способности, осваивать как можно лучше знания по естественным и гуманитарным предметам, совершенствовать свое физическое состояние и т.д. Такой ученик приложит все силы для повышения качества и уровня знаний, мастерства, навыков, нравственности, формирования у себя высоких моральных качеств, умственного и физического развития. Из школы такой ученик выходит сформировавшейся личностью. Каждый человек с первых своих шагов должен усвоить законы, требования к общественному поведению, знать преемственность поколений, умело использовать наследие старших поколений, служить опорой своему поколению, оказывать помощь следующему поколению в выборе правильной ориентации будущего человечества и создавать для этого необходимые условия. Реализация всего этого характеризует высокие нравственные качества человека. Это должно считаться обязанностью каждого поколения в целях развития человечества.

Цели, ценности и смысл жизни человека. Человек очень сложная биосоциальная система. По мере роста и развития он повышает свои материальные и культурные потребности. Постоянное развитие науки, культуры, эстетики и этических качеств связано с развитием сознания, а также обусловлено всевозрастающей потребностью человека.

Средняя продолжительность жизни человека примерно 70-80 лет. Жизнь человека делится на возрастные периоды, которые отличаются особенностью роста и развития организма. В возрасте от одного до семи лет рост и вес детей быстро увеличиваются. В возрасте 7-13 лет увеличивается масса скелетных мышц, происходит их утолщение, формируется функция нервной системы, что создает возможность активной жизнедеятельности. В следующие возрасты развивается мышление, повышается его активность, приближается к уровню развития взрослого человека. Этапы морфологических и физиологических изменений в организме протекают в тесной связи с социальными факторами. Подростки должны знать все условия, влияющие на рост и развитие своего организма, обратить внимание на формирование сознания, проявить заботу о сохранении здоровья. Очень важно стремление каждого ученика развивать все свои лучшие качества, необходимые в будущем, быть полезным обществу, воспитанным, включиться в ряды сознательных и образованных, культурных и высоконравственных людей, т. е. стать личностью. Осуществлению этой мечты помогут осмысление положительного опыта из жизни старших и своих сверстников, стремление к хорошему, прекрасному. В обязанности каждого молодого человека должна входить борьба с отрицательными явлениями в обществе и в поведении человека. К таковым относятся увлечение алкоголем, курение, употребление наркотических веществ, нарушение общественных правил, неискренность, обман, ложь, легкомыслие, нечестность, безразличие, лень, пустое времяпрепровождение, подхалимство, зависть, подстрекательство, шантаж, провокации, сплетни. Под влиянием всех этих отрицательных свойств происходит деградация человека и создаются препятствия на пути к формированию его как личности. К обязанностям человека относятся: честное служение обществу и участие в его развитии, а также проявление заботы о сохранении природы.

Человек своим вкладом в развитие общества, честным служением Родине, проявлением заботы о природе и сохранении ее показывает высокий уровень своей нравственности. О таких людях помнят долго, им выражают благодарность, о них слагают, легенды, передающиеся из поколения в поколение, их имена становятся бессмертными.

1. Какой подарок преподнес Г. Галилей естествоиспытателям? В чем его значение?

2. Почему науку называют всемирной?

3. Какое влияние изменение и развитие общества оказывают на науку?

4. Участвовали ли граждане Казахстана в составе космической экспедиции? Как их фамилии?

5. Какую новизну внесли в жизнь человека космические исследования?

6. Почему человека называют обладателем биопсихосоциальной деятельности? Приведите примеры и объясните.

7. Как изменились бы поведение, цель жизни, если бы преобладали (доминировали) биологические или социальные потребности? Приведите примеры. Объясните.

8. В чем цель, ценность и смысл жизни человека?

09:40
974
Нет комментариев. Ваш будет первым!