Здоровье и болезни человека

В определениях состояния здоровья встречаются такие термины, как самосохранение, саморегуляция, поддержание гомеостаза, использование резервных возможностей, компенсаторные механизмы и др.

Саморегуляция - это свойство биологических систем автоматически устанавливать и поддерживать на определенном, относительно постоянном, уровне те или иные физиологические показатели. При саморегуляции управляющие факторы не воздействуют на регулируемую систему извне, а формируются в ней самой. Примером саморегуляции на молекулярном уровне могут служить те ферментативные реакции, в которых конечный продукт, определенная концентрация которого поддерживается автоматически, влияет на активность фермента. На органном уровне нервные, гуморальные и гормональные механизмы саморегуляции поддерживают постоянство температуры, уровень сахара в организме и т.д.

Гомеостаз - это способность биологических систем противостоять изменениям и сохранять динамическое относительное постоянство состава и свойств. Нарушение механизмов, лежащих в основе гомеостатических процессов, рассматривается как “болезни гомеостаза”.

Компенсация (лат. со - возмещение, уравновешивание) - это реакция организма на нарушение его жизнедеятельности, в ходе которой непострадавшие органы или их части тела берут на себя функцию поврежденных структур. Компенсаторная гиперфункция сердца при его пороках или гипертонии обеспечивает нормальное поступление крови к тканям.

Использование резервных возможностей организма является выгодным. Например, накопление гликогена, жировой ткани является резервным источником в качестве энергии для организма человека. В кровеносных сосудах не вся кровь находится в состоянии циркуляции. 20 % крови находится в селезенке (депо). Этот объем крови поступает в кровеносные сосуды при физических, химических и других воздействиях.

Таким образом, нормальное протекание процессов в клетках и нормальный уровень молекулы являются основой здоровья человека.

Виды здоровья. Различают общественное здоровье, экологическое здоровье, интеллектуальное здоровье, эмоциональное здоровье.

Общественное здоровье является достоянием государства. Оно является ресурсом и резервом для развития цивилизованного общества. Общественное здоровье слагается из здоровья каждого члена общества, из совокупности усилий отдельных людей и всего общества. Здоровье людей представляет собой глобальную проблему, имеющую жизненно важное значение для всего человечества. Здоровое поколение - надежная опора государства. Основой охраны здоровья человека являются следующие факторы: качество питания, закалка, тренировка организма, соблюдение гигиенических условий, режима дня, профилактика заболеваний органов, системы органов, целого организма.

Экологическое здоровье. Оздоровление природной среды и устранение отрицательного воздействия ее факторов на человеческую популяцию требуют обеспечения строгой санитарной охраны природной среды (водоемов, почвы, воздуха). Профилактическая медицина основным своим предметом считает не болезнь, а здоровье. Важным также является учет качества здоровья, количество резервов в организме, достаточное для поддержания здоровья. Человек должен управлять качеством своего здоровья, выявлять периоды предболезни. Следовательно, одним из главных вопросов является определение роли экологических факторов в сохранении и укреплении здоровья человека.

Интеллектуальное здоровье. Оно связано с тренировкой и укреплением памяти (зрительной, слуховой, тактильной), мышления, речи, формированием и развитием сознания. Для тренировки памяти важно, например, в прочитанном тексте или книге найти главную мысль. Нужно не только отвечать на вопросы, составленные другим лицом, но и попробовать поспорить, выдвигая при этом свои аргументы. Развивать интерес к чтению художественной литературы. Совершенствовать эрудицию. Перед получением новой информации проверьте себя, что вы знаете о предыдущем, и оцените, насколько новая информация пополнит ваши знания. Важно тренировать внимание, наблюдательность, волю, речь, мышцы и т.д.

Очень важно нравственно-духовное совершенство для интеллектуального здоровья человека.

Эмоциональное здоровье. И. П. Павлов говорил, что “рефлекс цели имеет огромное жизненное значение, он есть основная форма жизненной энергии каждого из нас. Вся жизнь, все ее улучшения, вся культура делаются только людьми, стремящимися к ним и

другим поставленным целям. Наоборот, жизнь перестает привязывать к себе, как только исчезнет цель.

В характеристику здоровья можно внести следующие показатели: способность к умственному и физическому труду, приспособление к различным климатическим условиям; рождение ребенка, рост и развитие тела, длительность жизни, продолжительность рода; предупреждение болезней, закаливание; жизнь всех народов в биологическом, социальном и духовном согласии и т.д.

В сохранении и укреплении здоровья важную роль играют природные условия. Небольшой отдых на природе, в лесу, роще, на берегу озера, реки поднимает настроение, улучшает самочувствие, повышает физические и духовные силы человека. От природы человек получает силы, активизируются органы чувств, исчезает утомление, красота природы оказывает эстетически благотворное влияние на человека, улучшается работа мозга, внутренних органов, восстанавливается здоровье. В некоторых случаях благодаря природе человек полностью выздоравливает.

Вещества, оказывающие вредное воздействие на здоровье человека. При длительном воздействии ядовитых веществ они вызывают раковые заболевания, на генетическом уровне влияют на наследственность, оплодотворение, нормальное развитие зародыша.

Вследствие ядерных испытаний в Семипалатинске в Казахстане образовались химические вещества, в результате которых возникли многие болезни.

Молекулярно-генетическим методом исследуют клетки организма. Свойства генов X-хромосомы (слияние X-хромосом) не передаются от отца к сыну. Это связано с тем, что у отца имеется только одна X-хромосома, она передается дочери, а от матери - сыну. Примером слияния X-хромосом является несвертываемость крови - гемофилия (рис. 113). Ген гемофилии рецессивен и лежит в X-хромосоме. У женщин не проявляется, так как они имеют XX-хромосомы, одна из них имеет доминантный ген нормальной свертываемости. Если мутация возникла в яйцеклетке, которая была оплодотворена сперматозоидом, несущим У-хромосому, то зародыш превращается в мальчика-гемофилика (рис. 113 а). Если мутировавшая яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом, несущим X-хромосому (рис. 113 б), появляется нормальная по внешнему виду девочка-носительница. Такая девочка может появиться в результате оплодотворения нормальной яйцеклетки мутировавшим сперматозоидом (рис. 113 г). Когда девочка- носительница станет взрослой, у нее будут образовываться яйцеклетки двух типов: одна половина - X-хромосома с гемофилией, другая половина - X-хромосома с ее нормальным геном-партнером. Сперматозоид с Y-хромосомой не может нести ген гемофилии, поскольку у него отсутствует X-хромосома с исходным геном, из которого путем мутации возник ген гемофилии (рис. 113 в).

Наследование гемофилии: сверху - половые хромосомы в яйцеклетке и сперматозоиде; внизу - дети, развившиеся из оплодотворенных яйцеклеток. XX-хромосома, несущая нормальный ген партнер; YY-хромосома, не несущая соответствующих генов

Рис. 113. Наследование гемофилии: сверху - половые хромосомы в яйцеклетке и сперматозоиде; внизу - дети, развившиеся из оплодотворенных яйцеклеток. XX-хромосома, несущая нормальный ген партнер; YY-хромосома, не несущая соответствующих генов

Таким образом, мужчина никогда не может унаследовать гемофилию от своего отца.

Примером сцепленного с полом рецессивного гена у человека может служить цветная слепота (дальтонизм). Чаще встречается у мужчин, чем у женщин, так как каждый мужчина, получающий мутировавший ген от матери, становится дальтоником, в то время как женщина будет дальтоником только в том случае, если она получит мутировавший ген от обоих родителей. Дальтонизм (неумение различать красный и зеленый цвета) наследуется так же, как и гемофилия. Ген дальтонизма расположен в Х-хромосоме. Наряду с изменением числа хромосом в связи с перестройкой хромосом могут быть мутации.

Исчезновение участка хромосом (например Х-хромосомы) влияет на развитие половых органов и умственное развитие.

Факторы, влияющие на здоровье человека. Ежедневно организму человека требуется около ста граммов белков, десятки граммов жиров, сотни граммов углеводов, а также один грамм минеральных веществ. Среди минеральных веществ десятую долю составляют микроэлементы и витамины. К важнейшим микроэлементам относятся: Mg, Fe, Mn, Cu, Co, Znи др. При недостатке Cu, Zn, Jвозникают различные болезни организма. Кроме того, необходимы S, MA, Cr, Sc, V, Ni, Si, Sn, As.

В связи с процессом урбанизации во всем мире растет объем веществ, добавляемых в пищу. В результате попадания ядовитых веществ в окружающую среду они с продуктами питания попадают в организм человека. К таким веществам относятся дефолианты, инсектициды, пестициды, гербициды и другие химические вещества.

Вещества, используемые для уничтожения сорняков, насекомых, грибов, опасны для здоровья человека.

Здоровье и космос. Еще в древности человек осознал, что жизнь на Земле тесно связана с Солнцем. Явления, происходящие на Солнце и в космосе, вызывали у людей страх. Их ощущения доказаны в результате научных исследований. Если бы Земля не имела защиту, то Солнце могло уничтожить все живое на ней. Активность Солнца протекает с определенной ритмичностью. При большей активности Солнца в космос распространяется очень много плазмы. Некоторая часть солнечной плазмы достигает поверхности Земли. Плазма - удивительная сила, способная в виде радиации за короткое время превратить всю воздушную атмосферу в ионы и электроны. Вследствие чего она может изменить всю биосферу и даже уничтожить жизнь на Земле. Но такие опасные явления не происходят, так как Земля окружена магнитными оболочками, защищающими от солнечной радиации. Эти оболочки называются магнитосферами. Плазме, т.е. солнечной буре, противостоят внешние слои атмосферы. Под влиянием плазменного потока внешние слои магнитосферы разрушают свою структуру. В местах разрушения магнитных слоев плазменные частицы Солнца проникают внутрь магнитосферы и вызывают магнитные бури. Проникшие в магнитосферу заряженные плазменные частицы Солнца улавливаются магнитными полями. Но проникшие позже частицы плазмы достигают атмосферы Земли и влияют на растения, животных и человека. Организм человека очень чувствителен к геомагнитным полям, поэтому они изменяют порог возбудимости нервной системы, соотношение возбуждения и торможения коры головного мозга, скорость сердцебиения, давление крови, морфологическую структуру крови и т.д. Эти изменения не компенсируются механизмами адаптации организма, поэтому и изменяют нормальное функционирование физиологических систем. К магнитным бурям очень чувствительны люди с нарушениями функций нервной и сердечно-сосудистой систем. Особенно опасны они для людей с тромбозами (образованием сгустков крови в сосудах). Например, по данным организации здравоохранения г. Свердловска (Россия), в 1964 году в дни магнитных бурь заболевания инсультом мозга повысились на 25%, а у людей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы ухудшалось самочувствие.

В магнитные дни часто случаются производственные травмы, чрезвычайные ситуации.

Результаты научных исследований современности доказывают гениальные мысли А. Л. Чижевского и В.И. Вернадского о единстве Космоса и Земли, высказанные в начале XX века. Исследования влияния космических факторов на живой организм и реакция организма на них являются одной из важнейших проблем современных научных исследований.

Таким образом, на растительный и животный мир Земли большое влияние оказывают магнитные бури. Здоровье человека и его жизнь зависят от защитных свойств магнитных оболочек Земли.

1. Как происходит саморегуляция?

2. Объясните понятия гомеостаз и компенсация.

3. Что называют резервной возможностью организма?

4. Какие бывают виды здоровья?

5. Объясните понятие “интеллектуальное здоровье”. Приведите примеры.

6. Какие взаимоотношения между человеком и природой дают возможность для сохранения здоровья?

7. Какие болезни относятся к генным?

8. Каково значение солнечной активности?

9. Каково влияние солнечной бури на атмосферу?

10. Какое явление называют магнитной бурей и каково ее значение?

11. Какие бывают взаимосвязи между жизнью в Космосе и на Земле?

09:58
1128
Нет комментариев. Ваш будет первым!