Влияние активной деятельности человека на внешнюю среду

Материальная и духовная культура. К материальной культуре относятся: техника, производственные эксперименты, имущество, ископаемые недра Земли, природа, условия жизни и другое. К духовной культуре относятся: наука, искусство, культура, архитектура, скульптура, литература, философия, образование, мораль, нравственность, закон, политика, свойства личности, взаимоотношения, цель, применяемые методы и многое другое.

Эти виды культуры появились с возникновением общества. Это исторический процесс, в котором происходили изменения и развитие в соответствии с изменениями общества. Оба вида культуры нельзя отделить друг от друга. Причиной этого является зависимость развития культуры от развития производства основных материальных ценностей. Материальное производство - источник духовной культуры. Отсюда, несмотря на зависимость духовной культуры от деятельности человека и результатов производства, с изменением материального производства духовная культура быстро не изменяется. Причиной этого являются особые свойства духовной культуры (передача в виде наследства от поколения к поколению, расширение, развитие, богатство культуры каждого народа и нации).

Таким образом, культура есть показатель определенного уровня развития общества, творческой мощи и способности человека. Культура также является показателем создания материального и духовного богатства. Поэтому понятие “культура” применяется для демонстрации духовной жизни общества.

Материальная и духовная культура в Казахстане развивались веками и повышался их уровень. Доказательством этому служит внедрение в жизнь новых видов техники. Среди них следует отметить автоматизацию, компьютеризацию разных сторон жизни человека, оснащение приборами, аппаратурой и т. д. В содружестве с Россией развитие техники и использование ракет, космических кораблей способствуют поднятию уровня материальной и духовной культуры еще выше. Ресурсы недр земли (нефть, газ, уголь, руды) должны использоваться для развития общества. Использование природных ресурсов для развития общества и человека обусловило улучшение производства и бытового оборудования.

Преобразование природы. Человек в результате своей деятельности в структуру природы внес много изменений. Каждое поколение людей, в соответствии с своими потребностями, используя ресурсы природы, способствовало развитию общества.

В результате сознательной деятельности человека в науке появилось понятие “ноосфера”. Существование ноосферы обусловлено реализацией двух направлений. Первое - вся биосфера органически перестраивается. Второе - наряду с сохранением целостности биосферы, отделение и изоляция от нее техносферы. Параллельное развитие этих двух направлений в эволюционном процессе привело к большим изменениям в природе.

Путем изучения и овладения законами природы, а также развития техники соответственно своей потребности человек создал ноосферу. Ноосферой (греч. noos - разум, sphaira -шар) называют новое состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится главным, определяющим фактором ее развития. Ноосфера представляет собой качественно новый организационный вид, возникший при взаимоотношении биосферы и общества. Развитие ноосферы связано с возникновением и формированием на Земле цивилизации человечества. Основной фактор, определяющий развитие ноосферы в определенном направлении, соответствует разумной деятельности человека. Разумная деятельность человека, превратившись в геологический фактор, изменила природу.

Деградация биосферы и отдельных систем под влиянием деятельности человека. Биосфера - активная оболочка Земли. Ее состав, строение и энергетический уровень определяются совокупной деятельностью живых организмов. Биосфера - это необходимое условие для организмов и их существования. Для

существования организмов необходимы органические и неорганические вещества биосферы. К неорганическому составу биосферы относятся: литосфера, гидросфера, атмосфера, космические лучи на поверхности Земли. К органическому составу относятся все живые организмы планеты. Литосфера занимает 1-2 км глубины земной коры, гидросфера - 8-10 км глубины водной среды Земли, граница атмосферы от поверхности Земли соответствует 10-15 км высоты. В этих границах могут существовать все живые организмы и осуществлять тесную взаимосвязь с составной частью биосферы.

Вторая половина XX века превратилась в эпоху мощного развития промышленности и научно-технической революции на Земле. Это послужило одной из главных причин активного изменения природных процессов.

Для жизнедеятельности человека весьма важным фактором является потребление энергии. Постоянно возрастающая потребность в энергии приводила к изменению природного потенциала литосферы, атмосферы и гидросферы. Эту связь можно видеть из следующего. Например, для добычи и переработки 1 тонны топливных ресурсов расходуются десятки тонн пресной воды. Кислород атмосферного воздуха необходим для сжигания бензина (автотранспорт, самолеты, ракеты), животным. При сжигании 2 млрд тонн угля за год в атмосферу выделяется 15 млрд тонн углекислого газа и пыли (окись углерода, окись серы, углеводород, окись азота, твердые пылевые частицы, более крупные частицы). Ежегодное усвоение углекислого газа соответствует 175 млрд тонн. Объем углекислого газа, выделяемого в воздух, намного превышает усвояемый объем его растениями. Наряду с этим ежегодное поступление в воздух ядовитых веществ отрицательно сказывается на процессе фотосинтеза, снижается интенсивность реакции фотосинтеза в растениях. Это приводит к замедлению роста растений. Загрязнение воздуха способствует появлению тумана, что препятствует прохождению солнечной энергии на землю. Загрязнение воздуха затрудняет дыхание.

В результате происходящих в природе процессов и активной деятельности человека в атмосферный воздух выделяется 85 млрд тонн углекислого газа ежегодно (в том числе 15 млрд тонн - в результате деятельности человека). Например, реактивный лайнер при перелете из Америки и Европу за 8 часов расходует 50-75 тонн кислорода. Примерно такое количество этого газа производят за 8 часов 25-50 тысяч гектаров леса. Одно большое дерево выделяет объем кислорода, необходимый и достаточный для дыхания трех взрослых людей. Эти данные изменяются каждый год.

Чистота атмосферного воздуха и поддержание необходимого состояния его влажности обеспечивают нормальную функцию дыхательной системы.

Излучаемая в пространство солнцем энергия составляет около 1,1*1026 кал/сек. Земля получает из этой энергии только одну двухмиллиардную часть, а зеленые растения аккумулируют из нее всего 1-2 % поступающей на Землю энергии. Отсюда на суше синтезируется около 1,5-5,5*1010 тонн зеленой массы (фитомасса) ежегодно.

Растения, наряду с поглощением углекислого газа из атмосферы и выделением кислорода, очень важны в обмене воды и поддержании влаги в атмосферном воздухе. Это связано с тем, что под действием солнечной энергии масса воды в водоемах Земли испаряется и переходит в газообразное состояние в составе атмосферы, переносится движением воздуха и низвергается на сушу в виде ливней или оседает туманом, росой. Например, каждую минуту с поверхности Земли происходит испарение 1 млрд тонн воды. Для образования одного грамма водяного пара расходуется 537 калорий энергии. Основная масса количества энергии, израсходованная на испарение воды, возвращается обратно на Землю.

Водообмен между Мировым океаном и сушей является важным звеном, необходимым для жизни живых организмов планеты. Наряду с этим водообмен имеет важное значение в установлении взаимоотношений растений и животных с неживой природой Земли. Особо следует отметить вредное влияние высыхания таких водоемов, как Аральское море, озеро Балхаш, на водообмен и развитие природно-социальных условий не только данного региона, но и других государств. Земля осушенных водоемов превращается в пыль, которая вместе с солью переносится ветром на территории соседних государств. Загрязнение воздуха пылью и солью является опасным не только для здоровья человека, но и способствует изменению климата.

Природные просторы, зеленые лужайки и пастбища являются богатством народа. В нашей стране плодородная земля занимает тысячи километров территории. Однако, в связи с освоением целинных и залежных земель, плодородие почвы заметно снизилось, ухудшилась ее структура, что способствовало появлению эрозии почвы.

Влага в почве выполняет очень важную роль для сохранения ее структуры, состава, качества, показателем этого может служить состояние зеленой зоны на поверхности Земли. Большой вред развитию природы и общества наносят масштабные лесовырубки, пожары, высыхание почвы.

Следует обратить внимание на следующие показатели. В течение жизни человека в его организм (если средняя продолжительность жизни, примерно, 60 лет) поступает 75 тонн воды, 17 тонн углеводов, 2,5 тонны белков и 1,3 тонны жиров. Запомните эти показатели, чтобы не забывать свои обязанности перед природой и проявлять постоянную заботу о ней. Беречь природу, как зеницу ока, любоваться ее красотой, наслаждаться ее ароматом свойственно разумному человеку.

Если всесторонне анализировать жизнь человека, то становится возможным собрать в цепочку незаметные следы его повседневного процесса. Например, мусор, выносимый из дома, различные железные и стеклянные емкости и др. горой лежат около зданий или во дворе домов. К примеру, в Америке за один год набирается почти 3,5 млрд тонн таких отходов. В последнее время за год 50 млрд консервных банок, 30 млрд стеклянной тары, 60 млрд различных металлических и пластмассовых емкостей выбрасывалось в мусорные ящики. Среди нашего населения также есть немало людей, которые в зоне отдыха, в лесу, на берегу водоемов, в парках и т.д. оставляют свои “сувениры” природе. Следовательно, каждый человек участвует в загрязнении природы. Не следует забывать о том, что на людей, относящихся к природе безответственно, занимающих только потребительскую позицию, надо оказывать воспитательное воздействие.

Биосфера представляет собой сложную систему, аккумулируя солнечную энергию, осуществляя обмен веществ, обладает способностью самовосстановления нарушенного равновесия между частями и обеспечивает прогрессивное саморазвитие с возрастанием степени целостности.

Гигиенические факторы. В этом аспекте необходимо вспомнить и такие факторы, способствующие загрязнению окружающей среды: 

1) использованное мыло, разные химические вещества, пакеты, оберточная бумага, различные емкости;

2) вода, израсходованная для чистки и стирки одежды, постельных принадлежностей, моющие средства, топливо;

3) энергия и топливо, израсходованные транспортом, доставляющим нас на работу и учебу;

4) необходимые в быту и для работы металл и другие предметы (машины, жилье, мебель и др.).

Каждый день все это необходимо для жизнедеятельности и трудовой деятельности человека. Если это умножить на 365 дней, тогда каждый человек сможет увидеть, какое он принимает участие в загрязнении окружающей среды.

Если бы каждый человек анализировал свою деятельность с нравственной точки зрения и умел бы обобщать, тогда бы он понял стратегию защиты от загрязнения окружающей его среды. Поговорку “Наступишь на один конец палки, другой конец ударит в лоб” не только надо знать, но и уметь связывать ее с жизненными процессами. Надо всегда помнить об этом.

1. Что относится к материальной культуре?

2. Что такое духовная культура и что к ней относится?

3. Почему материальную культуру нельзя отделять от духовной, в чем причина этого?

4. Что такое ноосфера?

5. Что называют биосферой и каково ее значение?

6. С чем связаны изменения природных потенциалов литосферы, атмосферы и гидросферы?

7. Какие могут быть последствия от высыхания Аральского моря, озера Балхаш и других водоемов?

8. Какие изменения происходят в литосфере в результате деятельности человека?

9. Какие и в каком количестве поступают в организм человека вещества, необходимые для его жизнедеятельности?

10. Не забывайте наблюдать за своими полезными и отрицательными влияниями на природу, обобщать их.

11. Какое место занимает природа в жизни человека?

12. Что вы знаете о природе и искусстве? Расскажите с приведением примеров.

09:47
913
Нет комментариев. Ваш будет первым!