Высшая нервная деятельность

Исследование функций нервной системы. Функции нервной системы подразделяются на функции низших и высших отделов. Функция низшего отдела нервной системы состоит в объединении и регулировании работы всех внутренних органов. Высшей нервной деятельностью называют работу центральной нервной системы, которая регулирует и контролирует функции и условия жизнедеятельности всего организма, а также совершенствование организма в результате тренировок. Безусловная регуляция функций внутренних органов больше происходит через нижние отделы мозга. Между высшим и нижним отделами головного мозга существуют тесные взаимосвязи, их функции нельзя рассматривать по отдельности.

Материальной основой высшей нервной деятельности являются кора больших полушарий, подкорковые ядра переднего мозга и промежуточный мозг. Понятие о высшей нервной деятельности ввел И.П. Павлов. По мнению И.П.Павлова, это понятие тождественно понятию “психическая деятельность”. Высшая нервная деятельность свойственна всем организмам, имеющим нервную систему. По сравнению с животными человеку присущ особый тип высшей нервной деятельности.

Создавая учение о высшей нервной деятельности, И.П. Павлов стремился выяснить, с чем связано и на чем основано сознательное поведение человека. Отношения между раздражителями внешней среды и состоянием организма человека определяются его поведением. Согласно учению И.П. Павлова жизнь всех организмов, особенно жизнь человека, связана с окружающей средой. Поэтому высшая нервная деятельность является механизмом осуществления поведения человека.

Через высшую нервную деятельность человек познает окружающий мир, изучает его, воспринимает, запоминает. Это дает возможность человеку сознательно контролировать свое поведение и исправлять его в соответствии с условиями внешней среды.

Роль И.М.Сеченова и И.П.Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности. До начала XX века изучению нервной системы особого внимания не уделялось. И.М. Сеченов впервые изучил нервную систему. Он родился 1 августа 1829 года в селе Теплый Стан Симбирской губернии в семье военного. Его отец умер рано, воспитывала его мать. Братья Ивана учились в гимназии г. Казани. В воспитании младших братьев матери помогал старший брат Александр, он регулярно высылал домой новые книги по художественной литературе. Так, Иван с раннего детства приобщился к чтению книг, проявил интерес к познанию жизни. В 1843 году Ивана отправили учиться в Главное инженерное училище в Петербурге. Сюда он поступил потому, что плата за учебу была меньшей и на учебу принимали с 14 лет. Он особенно интересовался химией и математикой. Эти знания ему пригодились в проведении непрерывных научных исследований. После училища Иван служил в армии и получил звание офицера. Затем для совершенствования своих знаний в 1850 году поступил в Московский университет. Здесь он самостоятельно изучал анатомию, латинский язык. После окончания университета в 1856 году Иван уехал за границу. В заграничных лабораториях он освоил новые методы исследований по физиологии. Свою основную научную работу он начал после возвращения на родину в 1860 году. В результате своих трехлетних научных исследований Иван Михайлович Сеченов написал свой первый научный труд — “Рефлексы головного мозга”. В 1863 году этот труд был издан в виде книги. В книге И.М. Сеченова психическая деятельность человека объяснялась рефлекторным принципом работы нервной системы. Эта идея противоречила целям правящего царского правительства. Поэтому царским правительством тираж книги был конфискован и затем сожжен, а сам И.М. Сеченов уволен с работы. Но это не смогло убить в нем любовь к науке, сломить стремление служить своему народу. Идейным продолжателем И.М. Сеченова был И.П. Павлов.

И.П.Павлов родился 26 сентября 1849 года в бывшей Рязанской губернии в семье крестьянина. Его отец был человеком сильным, гордым, честным. Его замечательные качества унаследовал сын Иван Петрович. Отец был крепким, здоровым, открытым, образованным, культурным, трудолюбивым — качества, которые он воспитывал в своих детях. Иван с детства помогал отцу, много трудился (он вырос в семье, где было 10 детей), играл с младшими братьями и сестрами, приучал их к труду. Он вырос помощником семьи. Был отличным учеником религиозного училища в Рязани. Учась в этом училище, он преподавал отдельным ученикам. Ему очень нравилось преподавать. Если он помогал кому-либо получить знания, то считал себя счастливым человеком. На политические взгляды И.П.Павлова, на правильную оценку происходящих в обществе событий, учебу и работу большое влияние оказали гениальные мыслители того времени (Писарев и другие). В 1870 году И.П.Павлов поступил в Петербургский университет. За курсы лекций нужно было платить, и И.П.Павлов написал на имя ректора прошение: “У меня не хватает денег на оплату учебы и для получения права на прослушивание лекций, прошу Вас освободить меня от необходимой платы”.

Хорошей учебой И.П.Павлов обратил на себя внимание профессоров университета. Со второго курса ему назначили стипендию за хорошую учебу (180 рублей в год), а с третьего курса он получал императорскую стипендию (300 рублей в год).

После окончания университета И.П. Павлов не мог устроиться на хорошую работу и испытывал сильную нужду. Спустя несколько лет И.И. Стольников рекомендовал известному в медицине ученому С.П. Боткину принять на работу молодого И.П. Павлова. В тяжелые годы испытаний И.П. Павлов не переставал заниматься наукой, проявлял настойчивость, выдержку. Последние 35 лет он проводил научные эксперименты, готовил молодых ученых — своих учеников, создал учение о высшей нервной деятельности и стал известен во всем мире своим знаменитым трудом о функциях коры больших полушарий головного мозга. Труды академика И.П.Павлова высоко оценили ученые всего мира. Он оставил в науке неизгладимый след.

1. Функцию какого отдела нервной системы называют “высшей нервной деятельностью”? 

2. Каково значение высшей нервной деятельности? 

3. Что вы знаете о научных трудах И.М. Сеченова по изучению нервной системы?

4. Какую роль сыграл И.П.Павлов в развитии теории И.М.Сеченова? 

5. Каково значение трудов И.П.Павлова для науки?

16:02
710
Нет комментариев. Ваш будет первым!