Рефлекс (лат. refLexus — отражение) — ответная реакция организма на воздействия внутренней или внешней среды, осуществляющаяся через центральную нервную систему. В соответствии с условиями образования рефлексы делятся на безусловные и условные рефлексы. Безусловные рефлексы — врожденные, относительно устойчивые, генетически закрепленные, ответные реакции организма с участием центральной нервной системы на внутренние или внешние раздражители. Основное их значение заключается в обеспечении приспособления организма к условиям внешней среды. Безусловные рефлексы важны и необходимы для жизнедеятельности организма. Безусловные рефлексы осуществляются по рефлекторной дуге и не требуют каких-либо особых условий для протекания. Они основаны на наследственных факторах. Безусловные рефлексы бывают простые и сложные. К простым рефлексам относятся зрачковый рефлекс на свет, отдергивание руки при соприкосновении с поверхностью горячего предмета (защитный рефлекс), ощущение жажды и голода, болевые, мочеиспускание, оборонительный, глотание и др. Для протекания сложных безусловных рефлексов необходимо участие ряда рефлекторных цепочек. Такой вид безусловных рефлексов называют инстинктом. Инстинкт — это совокупность сложных, наследственно обусловленных актов поведения. Поведением называют способность организма изменять свои действия, реагировать на воздействие внутренних и внешних факторов. В реализации сложных безусловных рефлексов, кроме ответных реакций на внешние раздражители, участвуют еще ответы безусловно-рефлекторной системы (химические и гормональные раздражения интерорецепторов). Например, к сложным безусловным рефлексам относятся пищевой, защитный, половой, ориентировочный рефлексы. Среди них ориентировочный рефлекс занимает особое место. Во время реализации данного рефлекса в органах чувств возникает вопрос: “Что такое?”. Например, при переезде человека в другие климатические условия, отличные от привычных, например, с высокой или низкой температурой, в его рецепторах возникает вопрос: “Что такое?”. Благодаря проявлению ориентировочного рефлекса организм перестраивает параметры своих физиологических систем и мобилизует их резервные возможности в целях адаптации к новым условиям среды. Если это не реализуется, тогда возникает болезнь. Этот механизм адаптации протекает в виде безусловно-рефлекторных реакций, здесь не требуется участия коры больших полушарий. Безусловные рефлексы обеспечивают целостность организма и приспособление к условиям внешней среды. Однако к изменениям условий внешней среды в широком аспекте безусловные рефлексы не могут обеспечить приспособление организма. Такое приспособление обеспечивается благодаря участию условных рефлексов. Условные рефлексы вырабатываются с момента рождения и до конца жизни человека, поэтому являются приобретенными в его индивидуальной жизни. Условные рефлексы свойственны в разной степени всем животным, обладающим центральной нервной системой.
И.П. Павлов предложил термин “условные рефлексы” в 1903 году. По его определению, условными рефлексами называются рефлексы, приобретаемые организмом в течение его жизни piобразующиеся в результате сочетания безразличных раздражителей с безусловными. Условные рефлексы образуются на основе безусловных. Например, свет электрической лампочки или звонок являются безразличными раздражителями для слюноотделения у собаки. Пища — безусловный раздражитель. Чтобы безразличный раздражитель стал условным раздражителем (сигналом), необходимо его неоднократное сочетание с безусловным раздражителем. Иван Петрович Павлов для изучения высшей нервной деятельности разработал метод условных рефлексов. Собаку с фистулой слюнной железы закрепляли в специальном станке. Для вырабатывания условных рефлексов животное помещается в специальную камеру с звукопоглощающими стенами, а экспериментатор находится вне камеры (рис. 24). До проведения опыта при кормлении пищей у собаки выделялась слюна через фистулу, это происходило под влиянием раздражения пищей рецепторов в ротовой полости. Это был безусловный рефлекс на безусловный пищевой раздражитель. Затем этот безусловный рефлекс стали сочетать с раздражителем — включением лампочки. Каждый раз за полминуты до кормления перед подопытной собакой включали электрическую лампочку. Собака реагировала на свет лампочки поворотом головы, но слюноотделения не было. Для слюноотделения на этот раз свет был безразличным раздражителем. Собаке давали пищу, под действием пищи происходило слюноотделение. Включение лампочки неоднократно сочеталось с кормлением. После этого стоило зажечь свет, как у собаки начинала обильно выделяться слюна, хотя пищи в кормушке еще не было. Это показывает, что свет стал условным раздражителем (сигналом) на предстоящее кормление, выработался пищевой условный рефлекс на свет.
Условный рефлекс имеет свою рефлекторную дугу. В данном опыте у собаки образуется нервная связь между центрами. Возбуждение проводится от рецепторов ротовой полости по афферентному пути в продолговатый мозг — в центр слюноотделения, оттуда по эфферентному пути к органу-исполнителю — к слюнным железам, но одновременно оно проводится по проводящим путям головного мозга в пищевой центр коры. Следовательно, слюноотделение связано с возбуждением пищевого центра коры больших полушарий головного мозга. Включение электрической лампочки раздражает фоторецепторы глаза подопытной собаки, возникшее возбуждение проводится по зрительным нервам к зрительному центру в затылочной части коры. В данном опыте, при сочетании раздражения светом и кормления, происходит возникновение возбуждения сразу в двух центрах коры — в зрительной зоне и в пищевом центре, и между этими центрами устанавливается временная связь. Рефлекторная дуга проведения возбуждения при включении света проводится по пути образовавшейся связи в пищевой центр (рис. 25). У человека мозг способен к выработке практически неограниченного числа временных связей.
Рис. 24. Выработка условных рефлексов у собаки
Основными условиями образования условных рефлексов являются: 1) совпадение во времени (один или несколько раз безразличного раздражителя с безусловным рефлексом; 2) функциональное состояние организма человека (здоровье, бодрость, нормальный сон и т.д.); 3) большие полушария должны быть свободными от других видов деятельности (например, у человека, глубоко поглощенного каким-либо делом, другим видом работы или деятельности, образование условных рефлексов резко затрудняется).
Если человек болен, увлечен другим делом, мысли направлены на другое, тогда условный рефлекс не вырабатывается. Например, на уроке математики готовить домашнее задание по другому предмету или думать об этом, разговаривать с соседом по парте отвлекаться и невнимательно слушать излагаемый новый материал не следует — это мешает выработке условных рефлексов. В этих ситуациях не подкрепленный ранее выработанный условный рефлекс начинает исчезать. Все это отрицательно влияет на усвоение предмета, и ученик будет отставать в учебе.
Материальной основой для выработки условных рефлексов является физиологическое состояние нервных центров и всего организма.
От рецепторов (Р) ротовой полости возникшее возбуждение (афферентное) передается слюнной железе (Эфф), прямое нервное влияние оказывающее эфферентным (проводящий в орган) нейронам (Э1) и железе внутренней секреции (Г). Гормоны железы внутренней секреции (Г) в составе крови по кровеносной системе, притекая к слюнной железе, передаются эфферентным нервным волокнам (Э2), изменяющим функцию этих гормонов. Стрелками показано распространение импульсов от рецепторов в зоны верхних отделов мозга. Здесь в связи с образованием условных рефлексов эти импульсы переключаются от Э1 в Э2 (рис. 25).
Таким образом, удается пронаблюдать путь прямого рефлекторно-гуморального влияния на орган и возможность увидеть присоединение гуморального звена.
В жизни человека, познании им окружающего мира, в образовании, формировании поведения, воспитании, приспособлении необходима на высоком уровне выработка условных рефлексов. Уровень активности функции нервной системы зависит от условных рефлексов.
1. На какие группы делятся рефлексы организма человека?
2. Какие рефлексы называют безусловными и каково значение безусловных рефлексов?
3. На чем основан метод И.П.Павлова для изучения условных рефлексов?
4. Какие условия необходимы для выработки условных рефлексов?
5. Какие рефлексы называют условными рефлексами?
6. Каково значение условных рефлексов в жизни человека?
7. Какие примеры можно привести для доказательства тесной взаимосвязи умственной и физической деятельности с условными рефлексами?