Внимание и его значение, виды внимания

Внимание и его значение. В жизни человека внимание имеет большое значение, и это необходимое психологическое состояние. Вниманием называют направленное действие человека на определенные предметы, процессы, образы мысли, разговоры. В трудовом процессе, обучении, воспитании внимание имеет особое значение. Чем сложнее и ответственнее умственная и физическая работа, тем более устойчиво должно быть внимание. Благодаря вниманию вся деятельность человека достигает успехов. Например, в бытовых условиях внимательное использование электрических, газовых и других приборов предотвращает возникновение неблагоприятных ситуаций. Во время работы на станках по изготовлению предметов из металла и дерева внимание способствует повышению качества изделий. Внимательное отношение к родителям, братьям и сестрам, родственникам, взрослым людям и т.д. характеризует высокую нравственность человека. Во время спортивных игр и соревнований внимание способствует достижению лучших результатов. В обучении, познании мира, в восприятии и выполнении правил воспитания, адаптации организма к условиям внешней среды и в сохранении здоровья школьников значение внимания очень велико.

В познании окружающего мира, в выборе качественных его видов и свойств важная роль принадлежит вниманию. Следовательно, внимание — направленное и сосредоточенное (концентрированное) состояние сознания. При проявлении внимания повышается активность органов чувств, умственной или физической деятельности, человек становится собранным, внимательным. Внимание очень важное психофизиологическое состояние в любом возрасте и при любой деятельности человека.

Виды внимания. Внимание разделяется на генетически обусловленное непроизвольное внимание (пассивное) и произвольное (активное). Непроизвольное внимание имеет в своей основе безусловный ориентировочный рефлекс В его проявлении не участвует волевой акт человека. Произвольное внимание с физиологической стороны отличается от непроизвольного тем, что ориентировочный рефлекс не имеет значения. Произвольное внимание обусловлено волевым актом человека, и оно связано с его сознательной деятельностью. Внимание имеет сложную структуру. Оно отличается проявлением поведения и формой через косвенно организованный метод взаимоотношений. Объем внимания не превышает объема временной памяти.

Для проявления непроизвольного внимания необходим ряд условий. К ним относятся сильные раздражители (сильный запах, сильный звук и другое) и изменение видов и качества окружающих предметов и интенсивность изменений процессов во внешней среде.

В этом виде внимания особое значение имеют проявления таких реакций, как интерес, любование красотой, прекрасным, любовь и т.д. Произвольное и непроизвольное внимание очень близки друг к другу. Произвольное внимание может переходить в непроизвольное, и наоборот. Например, прочитанная книга или просмотренный фильм вскоре окажутся малоинтересными и изменят впечатления, появившиеся поначалу. Это показывает, что произвольное внимание сменилось непроизвольным вниманием. Бывает и обратное. Произвольное внимание может поначалу быть непроизвольным независимо от силы раздражителя. Однако вскоре теряется пассивный характер внимания, и оно сменяется активным вниманием. Например, поначалу казавшаяся неинтересной игра или книга потом становятся интересными. Следовательно, решающая роль для жизнедеятельности человека принадлежит произвольному вниманию.

Кроме этих двух видов внимания есть и третий его вид, который называется привычным. В проявлении такого внимания играют роль привычки человека в процессе приспособления к труду, которые характеризуются- устойчивостью. Такой вид внимания осуществляется без каких-либо усилий, т.е. автоматически. Ученик внимательно читает, пишет, чертит, домашние задания постоянно выполняет добросовестно, аккуратно. Это превращается в привычку. Поэтому такой ученик может легко усвоить любой предмет. Он характеризуется как прилежный ученик. Такой ученик отличается сознательным отношением к учебе, хорошими знаниями, собранностью, воспитанностью.

В жизни человека встречается немало отрицательных привычек. К ним относятся рассеянность, забывчивость, безалаберность, безразличие, безответственность, несобранность, несосре- доточенность, небрежность, неаккуратность в действиях и др. Человек с такими отрицательными привычками не может достичь каких-либо успехов в жизни, отстает в учебе и попадает в неблагоприятные ситуации. У людей, не обладающих достаточным уровнем знаний, неустойчивостью жизненных позиций и мировоззрения, относящихся безответственно к своей жизни и не умеющих использовать время с толком, формируются отрицательные свойства поведения. У них появляются зависть, ревность, ненависть, что является толчком к созданию плохого мнения об окружающих. Они сплетничают, обманывают, угрожают, нападают на других в целях самозащиты.

Внимание у детей развивается с разной скоростью в разные возрастные периоды. У детей дошкольного возраста формирование непроизвольного внимания происходит в результате обучения, воспитания и организации различных игровых ситуаций взрослыми людьми. Объем и устойчивость внимания формируются на должном уровне. На развитие и совершенствование зрительных, слуховых, вкусовых, кожных, опорно-двигательных рецепторов и речи большое влияние оказывают различные игрушки, игры. Они способствует формированию и развитию внимания. В свою очередь, развитие и формирование непроизвольного внимания очень важны для формирования произвольного внимания.

У школьников внимание развивается в тесной связи с условиями обучения и воспитания. Это связано с деятельностью коллектива школы, особенно учителей. Воспитание ребенка в семье, подготовка к школе, его здоровье имеют особую роль в проявлении внимания, а также в его формировании. Дети переступают порог школы с мечтой войти в мир знания, прекрасного, научиться многому, получить возможность всестороннего развития. Поэтому для осуществления своей мечты каждый ученик должен стремиться и приложить все силы к формированию и развитию внимания. Внимание формируется, если к усвоению предметов, самовоспитанию, всестороннему развитию каждый ученик будет относиться ответственно, критически анализировать свои действия, поступки и давать им самооценку. Если каждый ученик будет это знать и помнить, тогда он достигнет нужных результатов.

1. Что называется вниманием? 

2. Какие бывают виды внимания?

3. Какие условия необходимы для развития внимания у детей? 

4. В чем важность внимания? 

5. Какому предмету вы больше уделяете внимание и в чем причина желания усвоить его лучше? 

6. Какую художественную литературу читаете с интересом? 

7. Какие игры, вечера, кинофильмы, спектакли вас интересуют?

16:17
4810
Нет комментариев. Ваш будет первым!