Память и ее значение, этапы формирования памяти

Память — это одно из свойств нервной системы, выражающееся в способности хранить и воспроизводить необходимую для жизни человека информацию о предметах и явлениях внешнего мира и состоянии внутренних органов. К свойствам памяти относится способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Память человека отличается от животных благодаря свойствам речи и слова. С помощью слова и речи человек влияет на процессы памяти и управляет ими.

Память о прошлых событиях, явлениях формирует поведение человека и необходима для прогнозирования будущего.

Этапы формирования памяти. Память — явление, присущее всем биологическим системам. В механизме памяти участвуют определенные нервные аппараты. Они включают четыре отдельных этапа: закрепление, запоминание, сравнение и воспроизведение. Память может проявляться как биологическая функция, т.е. как наследственная память. В зависимости от истории вида она определяет строение организма. Онтогенетическая форма памяти относится к биологической памяти. Например, к ней относятся возникшие в онтогенезе явления иммунитета и физиологические процессы. Эти явления происходят в клетках. Примером тому является запоминание чувствительными клетками действия раздражителей. Влияние жаркого или холодного климата на кожные рецепторы сохраняется в памяти человека с рождения. Память определяется как психологическая функция. Это тоже относится к онтогенетической памяти (т.е. возникает со дня рождения человека и остается до конца жизни). По времени сохранения информации память делится на группы: кратковременная память (удержание мнемических следов длится несколько секунд), временная память (длительность удержания мнемических следов несколько минут) и долговременная память (долгое хранение следа). Механизмы этих видов памяти различны, зависят от физиологических и структурных особенностей. Кратковременная память связана с механизмом ориентировочно-поискового рефлекса (механизм внимания). В кибернетике используется термин “оперативная”, или “рабочая”, память, т.е. во время выполнения задания идет временная операция. Например, при приготовлении еды мы знаем, насколько нужно посолить пищу, затем быстро забываем. Или приведем такой пример. После телефонного разговора мы быстро забываем о нем. Эти примеры характеризуют необходимость предварительного хранения информации и забывания. Долговременная память рассчитана на длительный срок хранения информации. Этот вид памяти играет важную роль в выживании и сохранении жизни организма человека. Долговременная память хранит зрительные, слуховые образы, которые слабо воспроизводятся в памяти. Иногда увиденное и услышанное воспроизводится во сне человека. В нервной системе человека различные образы остаются в виде памяти. Эти образы произвольно и непроизвольно воспроизводятся в памяти.

Временная память превращается в долговременную, это называют следовой консолидацией (постоянной). Это явление происходит вследствие активизации некоторых биохимических явлений. В организме человека нейроны в течение жизни не делятся и не размножаются. Поэтому новые реакции появляются с помощью функциональных связей между нейронами и сохраняются в памяти. Долговременная память основывается на структурных свойствах нейронов. Наряду с этим большое значение имеют эндогенные пептиды мозга (белки), которые образуются в тканях мозга. Пептиды — это органические вещества, состоящие из остатков аминокислот, которые образуются в клетках организма в процессе ферментативного расщепления белков. Пептиды мозга называют “нейропептидами”. Они характеризуются регуляцией свойств функции мозга. Запись структуры долговременной памяти называется энгогаграммой. Она состоит из следующих этапов: 1. Под действием потока информации из рецепторов в чувствительных отделах коры головного мозга возникают сложные электрические сигналы. 2. Информация сортируется, из нее организм выделяет нужную информацию. 3. В гиппокампе головного мозга присоединяется ориентировочный рефлекс — внимание. Здесь выделяется очень важная информация. 4. Усиление отбора новой информации (выделенной в 3 этапе) производит нервная система. Это сложный эмоциональный аппарат. Итак, следовые явления переходят в следовые структуры, которые остаются в мозге длительное время. В этих процессах особую роль играют молекулярные процессы в нейронах и их органоидах. Гиппокамп играет существенную роль в поддержании постоянства внутренней среды организма, участвует в высшей координации функций размножения, эмоций, поведения, в процессах обучения и сохранения памяти. Он находится в промежуточном мозге. В гиппокамп поступает информация по центростремительным нервным волокнам.

Так как долговременная память формируется на основе механизма усиления, она относится к условным рефлексам. Таким образом, формирование долговременной памяти исследуется как условный рефлекс, т.е. исследуются постоянные и функциональные связи между нейронами. А усиливающий механизм характеризуется в виде эмоциональной реакции.

Механизм памяти изучают с помощью различных методов — психологических, нейрофизиологических, биохимических, фармакологических и др. С помощью психологических тестов (проб) определяют способности человека запоминать, объем его памяти и другие функциональные состояния.

Нарушение памяти происходит вследствие повреждения мозга. Ухудшение или нарушение памяти называют амнезией. Амнезия происходит вследствие нарушения деятельности центров зрения, слуха, осязания в коре головного мозга. Например, при амнезии речевого Центра человек не может вспомнить название хорошо знакомого предмета. Поэтому вместо слово “карандаш” говорит “то, что пишет”, вместо “ложки” — “то, чем едят”.

Амнезия нарушает глубоко лежащие отделы головного мозга. Человек не может вспомнить настоящее событие, а далекие события прошлого он помнит хорошо. Он может играть в шашки, шахматы, весело беседовать с окружающими людьми, но после ухода собеседника не может вспомнить его имя. Эта болезнь называется синдромом Корсакова. Она проявляется в исчезновении временной и пространственной ориентации, больной не может сохранить события в памяти в хронологической последовательности.

Причиной общей амнезии являются нарушение кровообращения мозга и омертвение тканей. Например, ухудшение памяти пожилого человека связано с такой болезнью, как атеросклероз. Атеросклероз развивается медленно. Вначале память нарушается из-за сильного нервного утомления и проявляется в забывании незначительных событий, новых названий, календарных дней.

Резерв памяти. Память человека характеризуется очень большим резервом. Например, некоторые взрослые люди могут рассказать стихи, которые учили в детстве. Человек-энциклопедист хорошо запоминает сведения из различных областей наук, среди них хорошо помнит сведения из истории, искусства и др.

Способность запоминания большого объема информации связана с синтезом РНК (рибонуклеиновой кислоты) нейроном. В различных нейронах центральной нервной системы наличие РНК соответствует от 20 до 20 000 пг. Нейроны с большим количеством РНК хранят больше информации. Способность восприятия информации человеком в среднем равна 25 бит в секунду (если бы человек воспринимал информацию по 10 часов в день, тогда за 10 лет собралось бы и сохранилось 4 млрд бит информации).

В истории известно много замечательных людей. Например, специалист, знающий много языков (его называют полиглотом), профессор Копенгагенского университета Расмус Кристман Раек (1787—1832) мог говорить на 230 языках и написал 28 словарей и учебников по грамматике. Итальянский профессор Карло Тольявини в 12 лет знал и говорил на семи языках, а в 22 года получил диплом доктора (ученая степень) и мог говорить на 15 языках. Изучение языков было для него необходимым и полезным знанием. Он мог освоить 3—4 языка в год. Всего он знал 120 языков мира. В 1963 году Тольявини на конгрессе лингвистов в Нью-Йорке удивил всех: выйдя на трибуну, он произнес свою поздравительную речь на 50 языках. Академик А.Ф.Иоффе (директор Института физики и математики) мог пользоваться по памяти логарифмической таблицей, состоящей из 30 млн чисел. Молодой гражданин Индии С.Махеде в течение 3,5 часа мог запоминать и воспроизводить по памяти 31 811 чисел. Француз Элия Гаон мог запомнить с одного раза прочитанную книгу. Он знал наизусть 250 томов книг и мог рассказать наизусть отрывок из любой книги. Однако способности человека, связанные с функцией мозга, небезграничны.

Память можно воспитывать и тренировать до конца жизни человека. Она развивается параллельно с психикой человека. Поэтому с раннего детства нужно уделять большое внимание психическому развитию ребенка. Познание и изучение ребенком предметов, явлений, образов окружающего мира способствуют формированию его предметно-опытной памяти. Это является основой развития памяти, затем формируется и развивается высший тип памяти — словесно-мыслительно-обобщающий. Вместе с непроизвольным запоминанием используется механическое запоминание. Например, такой тип используется при заучивании иностранных слов, таблицы умножения, стихотворения. В данном случае нужно обращать внимание на смысл заучиваемого слова, численное значение, на выразительное чтение стиха.

Иногда приходится воспроизводить наизусть очень объемный материал. В таком случае материал перерабатывается, воспроизводится в кратком переработанном виде — в виде школьного сочинения. Этот тип памяти нужен для систематизации материала, составления конспекта. Запоминание материала зависит от факторов: эмоциональности, внимательности, наблюдательности, усвоения материала и повторения. В зависимости от эмоциональности восприятия люди по-разному воспринимают и понимают действительность. Наиболее интересные информации запоминаются хорошо. Прочность запоминания информации зависит от повышения эмоционального состояния в момент познавания и деятельности человека. Такое состояние облегчает понимание и запоминание информации. Основное значение эмоций состоит в мобилизации всех сил организма. Но мобилизация сил полезна для здорового организма, а для больного организма это опасно. У людей с сердечно-сосудистыми, нервными заболеваниями и у пожилых людей сильные эмоции приводят к неблагоприятным последствиям.

Для сохранения хорошей памяти нужно усвоить следующие гигиенические правила: должны регулярно чередоваться умственный и физический труд, отдых, сон и бодрствование. Непрерывное занятие умственным трудом (например, подготовка к экзамену) сильно снижает память. Поэтому очень полезно чередование различных видов труда и отдыха. В наполненной дымом комнате память ухудшается, дым оказывает вредное воздействие на него. Употребление алкоголя, никотина, наркотиков и чрезмерное употребление лекарственных препаратов нарушает память.

1. Что такое намять? 

2. Каково значение памяти? 

3. На какие виды делится память? 

4. Как образуется долговременная память? 

5. Что такое амнезия? 

6. Каков резерв памяти и каково его значение? 

7. Какие способы упражнения памяти вы знаете? 

8. Какие гигиенические правила нужно соблюдать для сохранения хорошей памяти?

16:21
7292
Нет комментариев. Ваш будет первым!