Значение слова, речи и мышления

Значение слова в жизни человека. Слово — это средство общения людей, его основной элемент. Человек настолько привык к этому элементу, что не обращает на него внимания. Значение слова в жизни человека велико. Когда возникают связи между словом и большими полушариями головного мозга, то смысл и значение слова становятся понятными для человека. Например, значение слова “боль” ребенок понимает после ощущения боли, когда отдергивает руку от горячего предмета. Ответную реакцию организма на воздействие слова (“больно”), соответствующего воздействию раздражителя (горячий предмет), И.П.Павлов назвал условным рефлексом. Можно наблюдать различные изменения в организме человека, вызванные воздействием слова. Например, под воздействием укола (безусловный рефлекс) или же слова (условный рефлекс) можно вызвать сужение кровеносных сосудов, побледнение кожи пальцев. Здесь условные рефлексы соответствуют безусловным. Ответная реакция организма будет одинаковой.

Каждое слово в течение жизни человека сочетается с определенными явлениями. Поэтому И.П. Павлов назвал слово “универсальным условным рефлексом”. Словом определяется весь мир: понятия, настроение человека, различные физиологические и психологические состояния организма. Это показывает многозначность, силу воздействия, могущество слова.

Учение И.П. Павлова о сигнальных системах. При исследовании функции центральной нервной системы (головного и спинного мозга) одной из целей было осуществление мысли о том, как появляется речь. Для реализации этой цели Павлов проводил эксперименты на собаках и обезьянах. Условия взаимосвязи организмов на высшей ступени оказывают прямое влияние на их органы чувств. Эти влияния воспринимаются органами чувств: рот (вкус), нос, глаза, уши, кожа. В соответствии с этим определена способность организма воспринимать пять разновидностей ощущений — вкусовое ощущение, обонятельное ощущение, зрительное, слуховое и прикосновение. В науке известно еще шестое чувство — чувство боли. Все они врожденные чувства и выполняют сигнальную роль. Посредством сигнала животные ориентируются и приспосабливаются к условиям внешней среды, рефлекторно проявляя свои движения. Эти рефлекторные реакции (ответы) Павлов назвал первой сигнальной системой действительности. Эта сигнальная система присуща всем животным. В связи с развитием общественной деятельности, кроме первой сигнальной системы, у человека появилась “доминирующая способность”, с помощью которой он научился выражать свое мнение о внешнем мире словом. Павлов назвал слово “сигналом сигналов”. “Сигнал сигналов” Павлов назвал “второй сигнальной системой” действительности. Вторая сигнальная система является результатом деятельности коры больших полушарий головного мозга. Вторая сигнальная система — качественно особая форма высшей нервной деятельности, свойственная только человеку система речевых сигналов (произносимых, слышимых, видимых).

Процесс общения с помощью слов развивается в результате выработки условных рефлексов. Вторая сигнальная система возникла в процессе эволюции и общественного труда. Она формируется только под влиянием общения с другими людьми. Поэтому она определяется биологическим и социальным характером. Человек обладает обобщенным отражением явлений и предметов абстракций. Благодаря этому человек обладает неограниченной возможностью ориентации в окружающей среде.

Слово является специфическим раздражителем нервных центров в коре больших полушарий головного мозга. Слово влияет не только на деятельность нервной системы и внутренних органов, оно изменяет характер, психику, поведение человека. Такое разностороннее влияние слова осуществляется в основном через нервную деятельность. Слово оказывает сильное влияние на состояние здоровья и на трудоспособность человека.

Влияние слова на здоровье человека. Слово сопутствует физиологическому и психологическому состоянию человека. В одних случаях под воздействием слова мы радуемся, веселимся, поднимается настроение, повышается трудоспособность, активизируются мыслительные процессы, улучшается память, повышается продуктивность труда. Это активное физиологическое и психологическое состояние возникает в результате нервногуморальной регуляции функций органов и систем. Например, хорошее слово, приятные сообщения и хорошие новости повышают возбудимость симпатической нервной системы. В результате этого повышается обмен веществ в тканях, органах. Это приводит к усилению синтеза АТФ, молекул, регулирующих функции клетки. А это, в свою очередь, оказывает влияние на скорость протекания биохимических реакций в клетках и тканях. Поскольку для протекания реакций требуются кислород и глюкоза, то сердце начинает усиливать свою работу и транспорт веществ с током крови. В легких кровь хорошо насыщается кислородом. В результате этого самочувствие человека улучшается, он становится собранным и активным.

В других случаях под воздействием слова мы расстраиваемся, огорчаемся, обижаемся, переживаем, злимся. В таком состоянии снижается работоспособность, ухудшается память, внимание. У человека наблюдается плохое самочувствие, он бледнеет, быстро утомляется. Это происходит вследствие повышения возбудимости парасимпатической нервной системы, которая замедляюще влияет на скорость протекания физиологических, биохимических процессов. Поэтому действие слова, эмоционального состояния во много раз сильнее, чем какой-либо физический раздражитель. Слово изменяет физиологическое и психологическое состояние человека.

Таким образом, слово является не только средством общения людей, но и влияет на поведение, мыслительную способность, чувствительность, сознание человека. Слово особенно сильно воздействует на больного человека. Это связано с тем, что у больных повышается чувствительность к действию различных физических и психических факторов. Учитывая это свойство слова, в медицине слово используют как средство лечения. Этот метод лечения действием слова называется психотерапией.

И.П. Павлов при исследовании высшей нервной деятельности основное внимание уделил развитию функции речи человека. Первая сигнальная система создала основу чувства познания, а вторая сигнальная система считается материальной основой комбинирующего познания. Благодаря второй сигнальной системе у человека возникла неограниченная возможность к обобщению, заключению, познанию внешнего мира. Несмотря на тесную взаимосвязь двух сигнальных систем, вторая сигнальная система устанавливает контроль над первой сигнальной системой. Например, выражая словом ощущение сытости или недовольство, можно вызвать возбуждение или торможение в функции слюнных желез.

Одним из свойств человека является способность к обобщению. Суть обобщения состоит в отвлеченном мышлении. В результате обобщения различных явлений человек раскрывает взаимосвязь между ними, т.е. закон. Между словом, речью, мышлением есть связи и взаимоотношения. Если слово является материей для возникновения мысли, то мысль есть отражение процессов в головном мозге, их свойств и связей, а также вещей.

К основным свойствам человека относится его общая культура. Общая культура и культура речи человека неотделимы, а культура речи есть культура его мышления. Без развития культуры своей речи невозможно развивать культуру своего мышления. Эффективность речи заключается в том, что она должна воздействовать не только на сознание, но и на чувства человека. Народная мудрость гласит: “Слово бьет дальше ружья”. Слово является одним из величайших орудий человека.

Виды речи. Различают несколько видов речи: внутренняя, тактильная, жестовая, письменная, устная, эгоцентрическая.

Внутренняя речь происходит без участия другого лица. Этот вид речи делится на три группы: 1. Человек разговаривает сам с собой (применяется для поиска решения в трудных условиях). 2. Речь с предметом, т.е. использование инструментов мышления (образы и код схем, код вещей, вещественные знаки, код — система условных знаков), структура этого вида отличается от структуры речи вслух. 3. Внутреннее построение программы, планирование объема устной речи, определение содержания.

Речь тактильная (греч. taktylas— палец) представляет собой умение изменением формы пальцев и разными движениями изображать тактильный алфавит для глухих людей в целях обучения.

Речь жестовая (фран. gestcs— деяние) — метод, используемый глухими людьми для общения между собой.

Письменная речь осуществляется через текст. Отличие ее от устной речи заключается в том, что кроме использования буквенных знаков предъявляются требования к соблюдению грамматических и синтаксических соотношений, построение предложений должно быть понятным, свойственным для определенного языка написанием. К письменной речи предъявляются особые требования. Причиной этого является то, что ученик должен знать изложение своей мысли в сложной художественной форме. Поэтому каждый ученик должен усвоить особые требования, предъявляемые к письменной форме речи, и стремиться быть грамотным. Это очень важно для будущей жизни.

Между устной речью и письменной речью имеется большая разница в усвоении и понимании содержания текста. Письменная речь требует усиленной подготовки и использования знаний из разных отраслей и мобилизации мысли. Это наиболее сложный и трудный вид речи.

При устной речи на определенном языке через слух происходит общение. Особенность этого вида речи заключается в следующем. Каждый этап произношения устной речи усваивается путем деления на части. В делениях устной речи на части охватываются звенья планирования, произношения и ориентации. Этот вид речи очень ответственный.

Доступное изложение материала, умелое использование языкового богатства, употребление слов по месту и по значению, в достаточной степени эмоционально, приятным тембром голоса и хорошей дикцией — такой произнесенный текст легко воспринимается.

Эгоцентрическая речь (лат. ego— я, centrum— центр круга) — это разговор ребенка, который регулирует и контролирует практические действия, а также направленные на него процессы. Этот вид речи является этапом перехода ребенка от внешнего разговорного к внутренней речи.

Мышление. Мышление есть процесс, возникающий у человека при познании объективного мира и явлений окружающей среды. Оно возникло в процессе труда человека и является опосредованным отражением действительности. Поэтому мышление существует только в связи с трудовой и речевой деятельностью. Следовательно, мышление осуществляется в тесной связи с речью, и его результаты фиксируются в языке.

Для мышления характерны такие процессы, как постановка определенных задач и нахождение путей их решения, выдвижение гипотез и идей. Следовательно, результатом процесса мышления может служить определенная мысль. Мыслительная способность не является врожденным природным свойством человека. Это тесно связано с формированием культуры поведения человека. Поведение человека обусловлено не только прирожденными свойствами нервной системы, оно формируется в процессе обучения и воспитания.

Значение второй сигнальной системы. Вторая сигнальная система имеет важное значение в трудовой деятельности и в общественной жизни человека.

Вторая сигнальная система развивалась в процессе труда и общественной жизни, способствовала накоплению огромного запаса знаний.

Понимание речи требует определенного уровня знаний и владения языком, запасом слов. Поэтому чем глубже и шире знания человека, тем лучше понимание им речи других людей. Знания, которые усваивает каждый взрослый человек, представляют собой усилия многих поколений, опыт, накапливаемый всем человечеством. Все это фиксируется в речи, в письменной форме памяти.

Между речью и эмоциональным подкреплением имеется тесная взаимосвязь. У человека, владеющего высококультурной речью, эмоциональное подкрепление возрастает.

Мышление не возникает с рождения. Важное значение имеют природные и наследственные факторы. Немало выдающихся людей еще в детстве проявляли свои природные задатки. Например, немецкий музыкант В.А. Моцарт пятилетним ребенком стал уже известным музыкантом. Природная способность мышления, свойственная всем людям, не дается в готовом виде, она развивается в упорном труде.

Слово — бесценное наследство человечества. Человек свои мысли о познании мира выражает словом. С исчезновением одного вида предмета в мире происходит исчезновение соответствующего ему слова. Если в результате деятельности человека появляется предмет, тогда появляется и новое слово, обозначающее его. Например, так появились слова телевизор, телефон, компьютер, робот, ракета, космос и название новых разделов науки (бионика, кибернетика и т.д.), техники, питания, название городов, улиц и т.д. Следовательно, слово подвергается изменению, обновлению, развитию.

1. Что называют первой сигнальной системой? 

2. Какую систему называют второй сигнальной системой? 

3. В чем различие первой и второй сигнальных систем? 

4. Почему слово называется “сигналом сигналов”? 

5. Каково значение слова? 

6. Каково значение речи и какие формы речи различают? 

7. Что называют мышлением, с чем оно связано?

16:24
2306
Нет комментариев. Ваш будет первым!